Изображения святых в монументальной декорации раннехристианских и византийских храмов до ΧΙ в.

Аннотация


На основании анализа сохранившихся ансамблей мозаик и фресок  раннехристианских и византийских храмов V–XI вв. автор прослеживает основные этапы и особенности формирования разветвленной иерархической системы в изображении святых. Как показывает этот анализ, в доиконоборческом искусстве дифференцированный подход к изображению групп святых еще не был развит, выделялись лишь самые основные категории: апостолы, мученики и пророки. В VII–IX вв. в особый чин начинают выделяться святители. И только в ансамблях Χ – начала XI в. формируется дробная и четко выстроенная система изображения святых, основанная на группировке по чинам и по общему житию или дню поминовения. Эта система впоследствии станет классической для искусства Византии и всех православных стран.

Ключевые слова


раннехристианское искусство; византийское искусство; монументальная декорация; иконографическая программа; изображения святых

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Andaloro M. L’immagine nell’abside // Andaloro M., Romano S. Arte e iconografia a Roma: da Constantino a Cola di Rienzo. Milano, 2000. P. 93–132.

Andaloro M., Romano S. La pittura medievale a Roma, 312–1431. Corpus. Vol. 1. L’orrizonte tardoantico e nuove immagini 312–468. Milano, 2006.

Andaloro M., Romano S. La pittura medievale a Roma 312-1431. Atlante. Percorsi visivi. Volume I. Suburbio, Vaticano, Rione. Milano, 2006.

Antonopoulou Th. The Homilies of the Emperor Leo VI. Leiden, New York, Köln, 1997.

Bakirtzis C., Kourkoutidou-Nikolaidou E., Mavropoulou-Tsioumi C. Mosaics of Thessaloniki. 4th–14th Century. Thessaloniki, 2012.

Bertelli C. I mosaici di S. Aquilino // La basilica di S. Lorenzo in Milano. Milano, 1985. P. 146–169.

Bisconti F. Absidi paleocristiane di Roma: antichi sistemi iconografici e nuove idee figurative // Atti del VI Colloquio dell’Associazione Italiana per lo studio e la conservazione del mosaico (Venezia, 20–23 Gennaio, 1999) / A cura di F. Guidobaldi e A. Paribeni. Ravenna, 2000. P. 451–462.

Bisconti F. Dentro e intorno all’iconografia martoriale: dal ‘vuoto figurativo’ all’immaginario devozionale // Martyrium in interdisciplinary perspective. Memorial Louis Reekman / M. Lamberigt, P. Van Deun eds. Leuven, 1995. P. 247–292.

Bolgia C. Il mosaico absidiale di San Teodoro a Roma: problemi storici e restauri attraverso disegni e documenti inediti // Papers of the British School at Rome. 2001. Vol. 69. P. 317–351.

Brandenburg H. Ancient Churches of Rome from the Fourth to the Seventh century. Turnhout, 2005.

Brenk B. The Apse, the Image and the Icon. An Historical Perspective of the Apse as a Space for the Images. Wiesbaden, 2010.

Brenk B. Zur Einfürung des Kultes der heiligen Kosmas und Damian in Rom // Teologische Zeitschrift. 2006. Bd. 62. S. 303–320.

Christe Y. A propos du décor absidial de S.Jean du Lateran // Cahiers Archéologiques. 1970. T. 20. P. 197 206.

Conservation of the Temple of St. Stefanos. Veroia, 2008.

Cormack R. Painting after Iconoclasm // 9th Spring Symposium of Byzantine Studies. Birmingham, 1977. P. 147–163.

Cormack R., Hawkins E.J.W. The Mosaics of St. Sophia at Istanbul: the Rooms above the Southwest Vestibule and Ramp // Dumbarton Oaks Papers. 1977. Vol. 31. P. 175–251.

De Jerphanion G. Une nouvelle province de l’art byzantin. Les églises rupestres de Cappadoce. Paris, 1925–1942.

Deckers J.G., Mietke G., Weiland A. Die Katakombe «Kommodilla». Repertorium der Malereien. Cittá del Vaticano, 1994.

Deichmann F.W. Früchristlichen Bauten und Mosaiken von Ravenna. Baden-Baden, 1958.

Deichmann F.W. Ravenna, Hauptstadt Spätantiken Abendlandes. Kommentar. Bd. 2.1. Wiesbaden, 1974.

Deichmann F.W. Ravenna, Hauptstadt Spätantiken Abendlandes. Kommentar. Bd. 2.2. Wiesbaden, 1976.

Deichmann F.W. Ravenna, Hauptstadt Spätantiken Abendlandes. Kommentar. Bd. 2.3. Stuttgart, 1989.

Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. London, 1948.

Der Nersessian S. Le décor des églises du IX siècle // Actes du VI Congrès international des études byzantines, Paris, 1948. Paris, 1951. T. II. P. 315–320.

Dufrenne S. Les programmes iconographiques des églises byzantines de Mistra. Paris, 1970.

Forsyth G.H., Weitzmann K. The Monastery of Saint Catherine at Mount Sinai. The Church and Fortress of Justinian. Ann Arbor, 1973.

Frolow A. Deux églises byzantines d'après les sermons peu connus de Léon VI le Sage // Études byzantines. 1945. T. III. P. 43–91.

Frolow A. La renaissance de l’art byzantin au 9e siècle // Corsi di cultura sull’arte ravennate e bizantina. 1962. Vol. 9. P. 269–293.

Giordani E. Das mittelbyzantinische Ausschmückungssystem als Ausdruck eines hieratischen Bildprogramms // Jahrbuch der österreichischen byzantinischen Gesellschaft. 1951. Bd. 1. S. 103–134.

Goodson C.J. The Rome of Pope Paschal I: Papal Power, Urban Renovation, Church Rebuilding and Relic Translatio, 817–824. Cambridge University Press, 2010.

Grabar A. Martyrium. Recherches sur le culte de reliques et l’art chrétien antique. Vol. II. Iconographie. Paris, 1946.

Iacobini A. Visioni dipinte. Immagini della contemplazione negli affreschi di Bāwīt. Roma 2000.

Ihm C. Die Programme der christlichen Apsismalerei 4–8 Jahrhundert. Stuttgart, 1992.

Jolivet C. Les débuts de la peinture byzantine en Grèce // Revue de l’art. 1977. Vol. 38. P. 49–62.

Jolivet-Lévy C. La Cappadoce médiévale: images et spiritualité. Paris, 2001.

Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. Paris, 1991.

Kessler H.L. Old St. Peter’s and Church Decoration in Mediaeval Italy. Spoleto, 2002.

Kinney D. The Apocalypse in Early Christian Monumental Decoration // The Apocalypse in the Middle Ages / R.K. Emmerson, B. McGinn eds. Ithaca, 1992. P. 201-216.

Kleinbauer W.E. The Iconography and the Date of the Mosaics of the Rotunda of Hagios Georgios in Thessaloniki // Viator. 1972. Vol. 3. P. 27–108.

Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua // Dumbarton Oaks Papers. 2002. Vol. 56. P. 1 23

Krautheimer R. Roma: Profilo di una cittá, 312–1308. Roma, 1981.

Lafontaine-Dosogne J. L’évolution du programme décoratif des églises // XVe Congrès international des études byzantines. Rapports et co-rapports. T. ΙΙI. Art et archéologie. Byzance de 1071 à 1261. Athènes, 1976. P. 287–329.

Lafontaine-Dosogne J. Peinture médiévale dans le temple dit de la Fortune Virile à Rome. Bruxelles, Rome, 1959.

Lafontaine-Dosogne J. Théophanie-Visions auxquelles participant les prophètes dans l’art byzantin après la restauration des images // Synthronon. Art et archéologie de la fin de l'Antiquité et du Moyen Age. Recueil d'études par André Grabar et un groupe de ses disciples. Paris, 1968. P. 134–143.

Mackie G. Early Christian Chapels in the West: Decoration, Function and Patronage. Toronto, Buffalo, London, 2003.

Mackie G.V. New Light on the So-Called Saint Lawrence Panel at the Mausoleum of Galla Placidia, Ravenna // Gesta. 1990. Vol. 29/1. P. 54–60.

Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Washington, 1962.

Mango C. The Art of the Byzantine Empire, 312–1453. Sources and Documents. Toronto, 1986.

Mango C. The Homilies of Photius. Cambridge Mass., 1958.

Mango C., Hawkins E.J.W. The Mosaics of Saint Sophia at Istanbul. The Church Fathers in the North Tympanum // Dumbarton Oaks Papers. 1972. Vol. 26. P. 1–41.

Matthiae G. Pittura romana del medioevo. Secoli IV-X. Vol. I. Con aggiornamento scientifico di M. Andaloro. Roma, 1987.

Mauskopf Deliyannis D. Ravenna in Late Antiquity. Cambridge University Press, 2010.

Megaw A. H. S., Hawkins E. J. W. The Church of the Panagia Kanakaria at Lythrankomi in Cyprus: its mosaics and frescoes. Washington, 1977.

Nordhagen P.J. The Earliest Decorations in Santa Maria Antiqua // Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia (Institutum Romanum Norvegiae). 1962. T. 1. P. 53–72.

Nordhagen P.J. The Frescoes of John VII (A.D. 705–707) in S.Maria Antiqua in Rome // Acta ad Archaeologiam et artium historiam pertinentia (Institutum Romanum Norvegiae). 1968. Т. 3. P. 55–66.

Panayotidi M. La peinture monumentale en Grèce de la fin de l’Iconoclasme jusqu’à l’avènement des Comnènes (843–1081) // Cahiers archéologiques. 1986. Vol. 34. P. 75–108.

Patterson Ševčenko N. Illustrated Manuscripts of the Metaphrastian Menologion. Chicago, London, 1990.

Pelekanidis S., Chatzidakis M. Kastoria. Athens, 1985.

Rassart-Debergh M. La décoration picturale du monastère de Saqqara. Essai de reconstitution // Acta ad Archaeologiam et artium historiam pertinentia (Institutum Romanum Norvegiae). 1981. T. 9. P. 9–124

Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. Recklinghausen, 1967.

Rushforth G. The Church of Santa Maria Antiqua // Papers of the British School at Rome. 1902. Vol. I. P. 1–123.

Sinai. Treasures of the Monastery of Saint Catherine / Ed. K.A. Manafis. Athens, 1990.

Skawran K.M. The Development of Middle Byzantine Fresco Painting in Greece. Pretoria, 1982.

Speck P. Ein Heiligenbilderzyklus im Studios-Kloster um das Jahre 800 // Actes du XIIe Congrès international des études byzantines, Ohride 1962. Belgrade, 1964. P. 333–344.

Tea E. La basilica di Santa Maria Antiqua. Milano, 1937.

Terry A., Maguire H. Dynamic Splendour. The Wall Mosaics in the Cathedral of Eufrasius at Porec. Pennsylvania, 2007.

Testini P. Osservazioni sull’iconografia del Cristo in trono fra gli apostoli. A proposito dell’affresco di un distrutto oratorio cristiano presso l’aggere severiano a Roma // Rivista dell’Istituto Nazionale di Archeologia e Storia dell’Arte. 1963. Vol. 11–12. P. 230–300.

The Greek Anthology / with an English translation by W.R. Paton. London, New-York, 1916. Vol. I.

Thierry N. La Cappadoce de l’Antiquité au Moyen Âge. Turnhout, 2002.

Waetzoldt S. Die Kopien des 17. Jahrunderts nach Mosaiken und Wandmalereien in Rom. Wien und Munich, 1964.

Walter C. Art and Ritual of the Byzantine Church. London, 1982.

Walter C. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003.

Wilpert J. Die römischen Mosaiken und Malereien der kirchlichen Bauten vom IV. bis XIII. Jahrhundert. Freiburg-im-Breisgau, 1916.

Zibawi M. Images de l’Egypte chrétienne. Iconologie copte. Paris, 2003.

Γκιολές Ν. Ο βυζαντινός τρούλλος και το εικονογραφικό του πρόγραμμα (μέσα 6ου αι. – 1204). Αθήνα, 1990.

Λέοντος τοῦ Σοφοῦ πανυγηρικοὶ λόγοι. Ἀθῆναι, 1868.

Φωτίου Ὁμιλίαι / Β. Λαουρδᾶς. Θεσσαλονίκη, 1959.

Грабар А. Император в византийском искусстве. М., 2000.

Графова М.А. Декорация левого нефа церкви Санта Мария Антиква на Римском Форуме с точки зрения политической истории эпохи иконоборчества // Византийский временник. 2014. Т. 73 (в печати).

Графова М.А. Политическая история Рима конца VIII в. в художественных источниках // Вопросы истории. 2012. № 1. C. 122–128.

Графова М.А. Фрески третьей четверти VIII века в церкви Санта Мария Антиква на Римском Форуме. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Москва, 2012.

Захарова А.В. Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи Македонской династии // Христианское чтение. 2011. № 6(41). C. 194–222.

Лазарев В.Н. История византийской живописи. Москва, 1986




Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.