Будущее как объект изучения в этнологии и антропологии

Аннотация


В статье рассматривается феномен представлений о будущем в качестве объекта исследования в этнологии и социальной антропологии. Эти представления есть часть исторического сознания, объединяющего три проекции времени (прошлое, настоящее, будущее), некая «лоция» для ориентации общества во времени и пространстве. Поэтому будущее может и должно быть в сфере исследовательских интересов этнологии, включая изучение как массовых народных представлений о нем, так и профессионализированные варианты рефлексии (науку, политику, идеологию, искусство). Необходимо изучение механизмов, каналов и результатов воздействия на общество и специализированных, и стихийных форм рефлексии о будущем: вместе они важный фактор этнической и гражданской идентификации. В условиях глобализации на фоне роста взаимодействия народов и культур значительно возросло навязывание обществу представлений о его перспективах как некое средство воздействия на настоящее под определенным политико-идеологическим прессом.

Ключевые слова


будущее; историческое сознание; формы рефлексии о времени; задачи науки и практики

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М. 2003.

Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии // Вопросы истории, 1982, №12.

Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М. 1987.

Бергер П. Введение. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. М. 2004.

Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп // Методологические проблемы социальной психологии. М. 1975.

Пенн М., Залесн К. Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам. М. 2009.

Политика самостоятельности. Мультикультурные автономии в Латинской Америке и в других регионах Мiра. Сост. и ред. Лео Габриэль. М. 2008.

Сахаров И.П. Сказания русского народа: Народный дневник. Праздники и обычаи. СПб. 1885.

Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. Конец ХIХ – начало ХХ в. М. 1979.

Субкоманданте Маркос. Четвертая мировая война. М. 2005.

Утар Ф. Мультикультурные автономии под знаком глобализации // Политика самостоятельности… М., 2008.

Ферро М. Европоцентризм в истории: расцвет и упадок // Метаморфозы Европы. М. 1993.

Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. М. 1992.

Хардт М., Негри А. Империя. М. 2004.

Хелд Д., Гольдблатт Д., Макгрю Э., Перратон Дж. Глобальные трансформации. Политика, экономика и культура. М. 2004.

Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII – XIX вв. М. 1967.

Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI – XIX веков (Очерки по истории народных верований). М. 1957 (Труды ИЭ АН СССР. Т. XL).




Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.