Категория «будущего» и изучение движений Яли и Джона Фрума в зарубежной историографии

Аннотация


В статье анализируется то, как западное или европейское понятие будущего оказывает влияние на представления о так называемых карго-движениях. Вначале дается краткий обзор взглядов Р. Козеллека, М. Барга, В. Карлова и К. Балларда на взаимоотношении прошлого и будущего в исследовании истории. Основываясь на монографических исследованиях М. Табани и П. Лоуренса автор демонстрирует, как авторы классических работ сталкивались с трудностями в описании движения Джона Фрума и Яли. В обоих книгах невозможно найти полноценную «религиозную доктрину» или «культ». Вместе с тем, читатель видит множество соперничающих взглядов на историю. Категория будущего оказывается привнесенной в исследования европейскими авторами и не является неотъемлемой частью туземного мировоззрения. В завершающем разделе автор предлагает некоторые пути к меланезийскому пониманию прошлого и будущего. Демонстрируются различия таких важных элементов карго-движений как карго, флаг и пророчества. Особое внимание уделяется идее «вечного настоящего», чрезвычайно важной для туземного миропонимания.

Ключевые слова


карго-культ; движение Джона Фрума; движение Яли; будущее; историчность

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Барг М.А. Историческое сознание как проблема историографии // Вопросы истории. 1982. №12. С. 49-66.

Белков П.Л. и др. Старое и новое в изучении этнографического наследия Н.Н. Миклухо-Маклая. Очерки историографии и источниковедения. М., 2014.

Гуревич А.Я. Средневековый мир // Культура безмолвствующего большинства. М.: «Искусство», 1990.

Даймонд Д. Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ. Litres, 2017.

Карлов В.В. Заметки на «мосту между прошлым и будущим», или историческое сознание этноса как феномен или объект изучения // Этнографическое обозрение. 2004. №2. С. 3-20.

Карлов В.В. Этнонациональная рефлексия и предмет этнологии (к проблеме самосознания науки) // Этнографическое обозрение. 2000. № 4. С. 3-21.

Козеллек Р. «Пространство опыта» и «горизонт ожиданий» - две исторические категории // Социология власти. 2016. №2. С. 149-173.

Круткин В.Л., Комов И.С. Гари Килдеа. Закон Кориама. Фильм о людях и об идеях // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. 12. №. 3. С. 204-209.

Латушко Ю.В. Проблемы и перспективы антропологии Пацифики // Россия и АТР. 2011. № 2. С. 171-178.

Пале С.Е. Традиционное и современное в мировоззрении жителей Океании // Азия и Африка сегодня. 2015. № 6 (695). С. 56-60.

ПМА 2010 – Экспедиция мая 2010 года в Бонгу, округ Маданг, Папуа Новая-Гвинея.

ПМА 2018 – Экспедиция февраля 2018 года в город Порт-Вила, Вануату.

Петров Д. и др. Рец. на: Anarchist Modernity: Cooperatism and Japanese-Russian Intellectual Relations in Modern Japan by Sho Konishi //Ab Imperio. 2017. №. 1. С. 394-401.

Тимошенко В.Н. Рэскол-банды, или новые "генералы песчаных карьеров" особенности социально-криминальной ситуации в Папуа-Новой Гвинее // Азия и Африка сегодня. 2009. №. 10. С. 48-54.

Уорсли П. Когда вострубит труба //Исследования культов Карго в Меланезии. М., 1963. С. 27-34.

Ballard C. Oceanic Historicities // The Contemporary Pacific. 2014. Vol. 26. № 1. P. 95-124.

Kaplan M. Neither Cargo nor Cult: Ritual Politics and Colonial Imagination in Fiji. Durham-London, 1995.

Koselleck R. «Erfahrungsraum» und «Erwartungshorizont» — zwei historische Kategorien. Koselleck R. Vergangene Zukunft. Zur Semantik geschichtlicher Zeiten, Frankfurt am Mein, Suhrkamp 1995. S. 349-377.

Lawrence P. Road belong cargo: a study of cargo movement in Southern Madang province. Melbourne University Press, 1964.

Munster P. F History of contact and change in the Goroka valley, Central Highlands of New Guinea, 1934 1949. Thesis for degree of Doctor of philosophy. Deakin University, 1986.

Rambo K.F. Jesus Came Here too: the Making of a Culture Hero and Controle over History in Simbu (Papua-New-Guinea) // Ethnology. 1990. Vol. 29. № 2. P. 177–188.

Sullivan N. Cargo and condescension // Contemporary PNG studies. Madang, 2005. Vol. 3. P. 1–13.

Tabani M. Une pirogue pour le paradis. Le culte de John Frum à Tanna (Vanuatu). St-Just-la-Pendue, 2008.

Trompf G. Religions of Melanesia: a bibliographic survey. Westport, 2006.

USyd - University of Sydney Archive. Accession № 1113, Agency P 170, Series 3, Box № 4.




Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2018 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.