«Мастерские гравюры» Хендрика Гольциуса: maniera, imitatio, disegno

Аннотация


Серия «Мастерских гравюр», ее разнородная стилистическая и образная структура, а также концептуальный характер ее замысла, построенного вокруг феномена манеры, дают повод обратиться к контексту художественной теории XVI века и проанализировать это произведение в терминах современной ему эпохи. Теоретический контекст полнее раскрывается в диалоге с реальными явлениями искусства. Таким образом, эти два контекста – теоретический и практический – позволяют углубленно понять проблематику манеры, заложенную в серии, сущность творческого метода Гольциуса и его взаимосвязь с эстетикой маньеризма.


Ключевые слова


манера; стиль; маньеризм; подражание; рисунок; репродукция; репродукционная гравюра; художественная теория и практика

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. В 5 т. Т.4. М., 1994.

Кристеллер П. История европейской гравюры XV-XVIII века. М, 1939.

Леонардо да Винчи. Книга о живописи мастера Леонардо да Винчи, живописца и скульптора флорентинского. М., 1934.

Мандер К. Книга о художниках. СПб, 2007.

Панофски Э. Idea. К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. Спб, 2002.

Флекель М.И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры. М., 1987.

Barasch M. Theories of Art: from Plato to Winkelmann. NY, 1985.

Bartsch A., von. Le Peintre-graveur, Vol.III. Vienne, 1803.

Blunt A. Artistic Theory in Italy, 1450-1600. Oxford, 1994.

Fake? The Art of Deception. Ex.cat. Ed. By Mark Jones. Berkley, 1990.

Freedberg S.J. Painting in Italy 1500 to 1600. Harmondsworth, 1993.

Freedberg S.J. Observation on the Painting of the Maniera // The Art Bulletin 47, 1965.

Griffits A. Prints and Printmaking. Introduction to the history and techniques. University of California Press, 1996.

Hind A.M. A Short History of Engraving and Etching. London, 1911.

Hoecker R. Das Lehrgedicht des Karel van Mander: Text, Übersetzung und Kommentar, nebst Anhang über Manders. Haag, 1916.

Kurz O. Fakes. A Handbook for collectors and students. London, 1948.

Leeflang H., Luijten G., et. al. Hendrick Golltzius (1558-1617): Drawings, Prints and Paintings, exh. cat., Zwolle, 2003.

Maniera. Pontormo, Bronzino and Medici Florence. Exh.cat. Ed. by Bastian Eclercy. Frankfurt, 2016.

Miedema H. On Mannerism and Maniera // Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art, Vol.10, №1, 1978-79.

Nichols L.W. Hendrick Goltzius - Documents and Printed Documents Concerning his Life//Netherlands Kunsthistorisch Jaarboek 1991-92. Goltzius-studies. Zwolle, 1993.

Reznicek E.K.J. Die Zeichnungen von Hendrick Goltzius. Utrecht, 1961.

Shearman J. Mannerism. Harmondsworth, 1990.

Strauss W. Hendrick Goltzius, 1558-1617. The Complete Engravings and Woodcuts. Vol.1-2. NY, 1977.

The New Hollstein Dutch & Flemish Etchings, Engravings and Woodcuts 1450-1700 – Hendrick Goltzius. Ed. by Marjolein Leesberg, Huigen Leeflang. 4 vol., Ouderkerk aan de Ijssel, 2012.

Vasari G. Le vite de' più eccellenti pittori, scultori ed architetti. Torino, 1986.

Zuccaro F. Idea de’ pittori, scultori ed architetti. Roma, 1768.




Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.