Собирание древних произведений искусства в России в XVI столетии. Мотивы и способы

Аннотация


На протяжении XVI столетия, и особенно в период правления Ивана Грозного, в храмы Москвы было перевезено большое количество древних икон и предметов церковного искусства, более всего из Новгорода. Эти мероприятия, по своему масштабу не имеющие исторических аналогий, должны были подчеркнуть значение Москвы как столицы Русского государства.

Ключевые слова


икона; правление Ивана Грозного; Новгород; Москва

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Богоматерь Владимирская. К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 августа (8 сентября) 1395 года. М., 1995.

Вздорнов Г.И. Лобковский Пролог и другие памятники письменности и живописи Великого Новгорода // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972.

Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство XI – начала XV века. М.,1995.

Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XI-XV века / Ред.-сост. И.А. Стерлигова. М., 1996.

Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI XVII веков / Ред.- сост. И.А. Стерлигова. М., 2008.

Иконы Великого Новгорода XI- XVI века. [Серия «Древнерусская живопись в музеях России»]. М., 2008.

.Иконы Успенского собора Московского Кремля. XI – начало XV века. М., 2007.

Качалова И.Я., Маясова Н.А., Щенникова Л.А. Благовещенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. М., 1990.

Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961.

Лазарев В.Н. Андрей Рублёв и его школа. М., 1966.

Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

Манукян А.М. О происхождении техники «золотой наводки» в домонгольской Руси // Искусство христианского мира. Т. XI. М., 2009.

Манукян А.М. Иконографическая программа южных врат собора Рождества Богоматери в Суздале. Некоторые замечания // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Сборник научных статей. Вып. II. СПб., 2012.

Маханько М.А.Собирание в Москве древних икон и реликвий в XVI веке и его историко-культурное значение // Искусствознание. Журнал по истории и теории искусства. Вып. 98/1. М., 1998.

Маханько М.А. Традиционализм в художественной культуре Московской Руси XVI века. Собирание древнейших икон и святынь.[Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения]. М., 1999.

Маханько М.А. Судьба церковной казны, ризницы, святынь и утвари Софийского собора в московский период истории Великого Новгорода // Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост. И.А. Стерлигова. М., 2008.

О.С. Попова, В.Д. Сарабьянов. Живопись второй половины XI – первой четверти XII века // История русского искусства. Т. 1. Искусство Киевской Руси. IX – первая четверть XII века / Отв. ред. А.И. Комеч. М., 2007

Русская икона из собрания Новгородского музея / Авт.- сост. А.Н. Трифонова. СПб., 1992.

Сарабьянов В.Д. Живопись середины 1120-х – начала 1160-х годов //История русского искусства. Т. 2/1. Искусство 20-60-х годов XII века /Отв. ред. Л.И. Лифшиц. М., 2012

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI-XIII вв. / Отв.ред. Л.П. Жуковская. М., 1984.

Смирнова Э.С. «Спас Златая риза». К иконографической реконструкции чтимого образа XI века // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 1996.

Смирнова Э.С. Храмовая икона Дмитриевского собора. Святость солунской базилики во владимирском храме // Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. .М., 1997.

Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из Николо-Дворищенского собора. Происхождение образа и его место в контексте культуры XVI в. // Древнерусское искусство. Русское искусство Позднего Средневековья. XVI век. СПб., 2003.

Смирнова Э.С. Работа новгородских художников XII века в разных видах живописи // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К 2000-летию христианства. Памяти О.И. Подобедовой (1912-1999). М., 2005.

Смирнова Э.С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII века // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 2002.

Смирнова Э.С. Заметки о миниатюрах и орнаменте «Псалтири Ивана Грозного» // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006.

Смирнова Э.С. Новгородская икона 1337 года «Спас на престоле» в Благовещенском соборе Московского Кремля и её история // Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники. М., 2009.

Смирнова Э.С. Икона св. Николая Мирликийского – «круглая доска» // София. Издание Новгородской епархии. Новгород, 2013. Вып. 4.

Смирнова Э.С. Некоторые особенности русской художественной жизни и иконографии XVI в.: полемика с «Люторовой ересью» // Европейское Возрождение и русская культура XV – середины XVII в. Контакты и взаимное восприятие /Отв. ред. О.Ф. Кудрявцев. М., 2013.

Царевская Т.Ю. Икона «Спас на престоле» 1362 года как духовное завещание новгородского архиепископа // ΣΟΦΙΑ. Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь А.И. Комеча. М., 2006.

Шалина И.А. Икона «Ангел Златые власы» и русская художественная культура около 1200 года // Дмитриевский собор во Владимире. К 800-летию создания. М., 1997

Щенникова Л.А. О происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля // Советское искусствознание-81. Вып. 2 (15). М., 1982.

Щенникова Л.А. «Благовещение Устюжское» // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М., 1999.

Щенникова Л.А. Иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля. Деисусный и праздничный ряды иконостаса. М., 2004.

Этингоф О.Е. Вновь о росписях церкви Св. Георгия в Старой Ладоге // Великий Новгород и средневековая Русь. Сборник статей к 80-летию академика В.Л. Янина. М., 2009

Smirnova E. L’Annonciation, icône de Novgorod du XIIe siècle // Зограф. Часопис за средњовековну уметност. Бр. 25 (Споменица Гордане Бабић–Ђорђевић). Београд, 1996.




Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.