Портретная галерея в России XVIII века как ансамбль: типологический аспект

Аннотация


Разнообразие типов портретных собраний рассматривается в статье как специфическая реализация потенций эпохи Просвещения в России. Автор показывает, как в разных типах галерей пересекаются государственное и частное начала, темы воспитания и благотворительности, духовного и светского просвещения, культ семейных ценностей и идеалы рыцарского благородства.

Ключевые слова


портретная галерея; ансамбль; просвещение

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Бондарева, Н.А. Донской портрет XVIII – первой половины XIX века в контексте восточноевропейского провинциального портрета этого периода. Автореф. дис. … канд. иск. СПб., 1996.

Голдовский Г.Н. «Смолянки» Д.Г. Левицкого (к истории бытования) // Дмитрий Левицкий. «Смолянки». Новые открытия / Государственный Русский музей. СПб., 2010. С. 4-13.

Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. М., 1998.

Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. СПб., 1998.

Гуржиева И.П., Соколенко, М.Е. Донской портрет XVIII века. Из собраний Новочеркасского и Старочеркасского музеев Ростовской области // Музей. Художественные собрания СССР. М., 1988. Вып. 9. С. 87–101

Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1735–1822. Каталог временной выставки / Государственный Русский музей. Л., 1987.

Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIII века. М., 1969

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII в. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. М., 1987.

Императорская Академия художеств. Вторая половина XVIII – первая половина XIX века. М., 1997.

Карев А.А. Портрет церковного иерарха в русской живописи XVIII века: К вопросу о сословном идеале в искусстве // Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Вып. 3. Ред.-составитель И.В. Рязанцев. М., 1997. С. 5–19.

Кузнецов С.О. Неизвестный Левицкий. Портретное искусство живописца в контексте петербургского мифа. СПб., 1996.

Кузнецов С.О. Серия портретов Владимирских кавалеров Д.Г. Левицкого. Из истории создания и бытования произведений // Д.Г. Левицкий. 1735–1822. Сб. научных трудов / Науч. ред. Г.Н. Голдовский. Л, 1987. С. 78–87.

Лебедев А.В. Тщанием и усердием. Примитив в России XVIII – XIX столетий. М., 1998.

Поспелов Г.Г. Портреты смольнянок Д.Г. Левицкого // Искусство. 1957. №3. С. 69–75.

Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Издание к выставке Государственного Исторического музея. 26 декабря 2003 года – 31 мая 2004 года. М., 2004.

Сахарова И.М. Алексей Петрович Антропов. 1716–1795. М., 1974.

Хачатуров, С.В. «Готический вкус» в русской художественной культуре XVIII века. М., 1999.

Шаталина Л.В. О своеобразии портретной галереи в Андреевском // Воронцовы – два века в истории России. Материалы научной конференции. Владимир, 1992. С. 174–179.

Ярославские портреты XVIII–XIX веков / Авторы вступ. ст. и сост. И.Н. Федорова, С.В. Ямщиков. 2-е изд. М., 1986.

Blakesley R.P. Ladies-in-Waiting in Waiting: Picturing Adolescence in Dmitry Levitsky’s Smolny Portraits, 1772-76 // Art History. 37 (1). February 2014. P. 10–37.




Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.