Вилла Империале в Пезаро. Архитектура как выражение политических амбиций заказчика

Аннотация


В статье рассматриваются ключевые элементы и особенности архитектурного решения Виллы Империале делла Ровере, призванные выразить одну из смыслообразующих тем ансамбля – статус его владельца. Вилла была спроектирована Джироламо Дженгой по заказу Франческо Марии делла Ровере, четвертого герцога Урбино, и его жены Элеоноры Гонзага. Индивидуальность, новизна и одновременно – включенность в традицию присутствуют в архитектурных формах этой североитальянской загородной резиденции, которая стоит в одном ряду с наиболее значимыми сооружениями итальянского Возрождения. Ансамбль демонстрирует перемены, происходившие в архитектурном языке раннего маньеризма, связанные с тем, что элементы представительского сооружения становились «говорящими», брали на себя функцию словесного пояснения. В основе этого процесса лежало изменение отношения к архитектурной практике как таковой и усиление роли заказчика на этапе разработки проекта. Стремление патрона участвовать в создании будущего ансамбля в большой степени было связано с желанием выразить свои идеи и амбиции в формах архитектуры. Главный фасад виллы делла Ровере, ее объемно-планиметрическое решение, формы ордера, архитектурная и скульптурная декорация – все это подробно излагает программу комплекса, воплотившего своеобразный портрет заказчиков. Однако портрет этот совсем не однозначен. В нем переплетаются различные мотивы: как общие, характерные для гуманистической мысли и культуры Возрождения, так и глубоко личные. В формы этой архитектуры заложена апелляция не только к Вилле Мадама, которую, согласно сохранившимся письмам, заказчики видели образцом для своей резиденции, но и к недавно открытым памятникам Древнего Рима, а также к различным примерам частных построек Раннего и Высокого Возрождения, в том числе к городским палаццо.


Ключевые слова


архитектура; вила; дворец-вилла; резиденция; Вилла Империале; Джироламо Дженга; Позднее Возрождение; маньеризм; Северная Италия; Пезаро

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Полное издание в одном томе / Пер. с итал. – М., 2008.

Витрувий. Десять книг об архитектуре. – СПб., 2017.

Ефимова Е.А. Ренессансное витрувианство. Общие контуры теоретического направления // Amant alterna Camenae. Сборник статей к 60-летию И.И. Тучкова / Под ред. Е.С. Кочетковой, М.А. Лопуховой / Труды Исторического факультета МГУ, т. 89. М., 2017. – С. 64-87.

Тучков И.И. Классическая традиция и искусство Возрождения (росписи вилл Флоренции и Рима). – М., 1992.

Ackerman J.S. Distance Points: Essays in Theory and Renaissance Art and Architecture. – Cambridge, 1991.

Ackerman J. S. The Belvedere as a Classical Villa // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1951. Vol. 14. Р. 70-91.

Ackerman J.S. The Villa: Form and Ideology of Country Houses. – Princeton, 1990.

Arte e cultura nella provincia di Pesaro e Urbino: dalle origini a oggi / Battistelli F. (ed.). – Venezia, 1986.

Benelli F. Fonti e considerazioni su Genga pittore di architetture e architetto scenografo dell’Imperiale // Girolamo Genga: una via obliqua alla maniera moderna / B. Agosti, A. M. Ambrosini Massari, M. Beltramini, S. Ginzburg (eds.). – Bologna, 2018. – P. 197-246.

Blunt A. Artistic Theory in Italy 1450 – 1600. London, Oxford, New York, 1962.

Cioci F. Francesco Maria I della Rovere. La Villa Imperiale di Pesaro. – Urbino, 2009.

Di Nallo M., Castelbarco Albani A. Girolamo Genga e il valore politico della facciata di Villa Imperiale: Il foglio GSDU 2401 A // Accademia Raffaello. Atti e studi. Nuova serie. – 2009. – N.2/ 2009. – P. 41-68.

Eiche S. The Villa Imperiale at Pesaro. – Canada, 1973.

Elet Y. Architectural Invention in Renaissance Rome. Artists, Humanists, and the Planning of Raphael’s Villa Madama. – New York, 2017.

Frommel C.L. Palazzo Farnese a Roma: l’architetto e il suo committente. – Vicenza, 1994.

Frommel C.L. The Architecture of the Italian Renaissance. – London, 2007.

Hauser A. Mannerism: The crisis of the Renaissance and the origin of modern art: In 2 vol. – London, 1965.

Heydenreich L.H., Lotz W. Architecture in Italy, 1400 to 1600. – Harmondsworth, Baltimore, 1974.

Howe Th.N. The Development of Panoramic Sensibilities in Art, Literature, Architecture and Gardens in the Villas of Rome in the Late Republic and Early Empire: The Perspective from Stabiae. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-1-11 (Accessed 11 May 2020).

Marchini G. La Villa Imperiale di Pesaro / Cecini N. (ed.). – Pesaro, 1986.

Merz J.M. Il Santuario della Fortuna in Palestrina: vedute e interpretazione attraverso i secoli // Collana «Conoscere Palestrina». – 2016. – Vol. XIII. – P. 83-95.

Miotto L. Villa Imperiale di Pesaro: Girolamo Genga. – Venezia, 2008.

Murray P. The architecture of the Italian Renaissance. – New York, 1986.

Pinelli A., Rossi O. Genga Architetto: Aspetti della Cultura urbinate del primo 500. – Roma, 1971.

Shearman John K.G. Mannerism. – London, New York, 1990.

Tafuri M. L'architettura dell'Umanesimo. – Roma, Bari, 1969.

The court cities of northern Italy: Milan, Parma, Piacenza, Mantua, Ferrara, Bologna, Urbino, Pesaro, and Rimini / Charles M. Rosenberg (ed.). – Cambridge, New York, Melbourne, 2010.

Wittkower R. Alberti's Approach to Antiquity in Architecture // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. – Vol. 4, No. 1/2 (Oct., 1940 - Jan., 1941). – P. 1-18.






(c) 2022 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.