Правила игры: к вопросу об иконографии власти, визуальном решении сериала и финале «Игры престолов»

Аннотация


В статье рассматриваются особенности визуального решения  сериала «Игра престолов»,   которые касаются формальных и смысловых аспектов, а также иконографии персонажей и могут являться ключом к пониманию логики авторов в развитии событий. Большую роль играет цвет, что, с одной стороны, упрощает ориентацию зрителя в  вымышленной  вселенной Вестероса. С другой стороны, колористическое решение символически напоминает о главной теме литературного произведения Джорджа Мартина, на котором основан сериал: это противостояние льда и пламени. Основной темой «Игры престолов» можно считать исследование феномена власти, энергию которой олицетворяют драконы. Особая роль в этой борьбе за власть принадлежит женщинам, и один из самых противоречивых персонажей здесь Дейнерис, путь которой можно проследить с точки зрения того, как меняется ее иконография.  В то же время заставка сериала аллегорически представляет его игровой характер: авторы предложили нам модель всемирной истории, показали силы, которые действуют в борьбе за власть, описали правила игры, структурировали события и определили ценностные ориентиры. Но игра не окончена…


Ключевые слова


«Игра престолов»; сериал; иконография; политическая иконография; телемедиевализм; драконы; цвет в кино; власть; образ правителя/правительницы

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Афанасов Николай. Разочарование в «Игре престолов»: сериальная логика, трансмедийное повествование и капитализм платформ // Галактика медиа: журнал медиа исследований. 2019. № 2. С. 120-141.

Борцмейер Габриэль. Круиз по сериалам // Логос. 2014. №5. С.194-212.

Закревская Анна. Художественный анализ «Игры престолов». Что это было? // Искусство кино. 2019. №7/8. Электронный ресурс: https://kinoart.ru/texts/hudozhestvennyy-analiz-igry-prestolov-chto-eto-bylo Дата обращения 09.10.2022.

Панфилов Федор. Телемедиевализм: «средневековые» сериалы конца XX – начала XXI века // Логос, 2014. №6.193-208.

Разлогов Кирилл. Щель для продолжения? // Сайт журнала «Искусство кино», 07.05.2019, электронный ресурс https://kinoart.ru/opinions/schel-dlya-prodolzheniya-iskusstvoved-o-chetvertom-epizode-poslednego-sezona-igry-prestolov. Дата обращения 19.10.2022.

Сальникова Екатерина. От заставки «Твин Пикса» к заставке «Игры престолов». Эволюция механизма // Художественная культура. 2018. № 1. С. 238-259.

Inbar Shaham. The wheel of power in HBO’s Game of Thrones // Mythlore, Spring-Summer 2022. Vol. 40, Nr. 2. Р. 54-72.

Marques Diana. Power and the denial of femininity in Game of Thrones // Canadian Review of American Studies. 2019. Vol. 49, Nr. 1. P. 46-65.

Sergeant Alexander. Across the narrow screen: televisual world-building in Game of Thrones // Screen. Summer 2021. Vol. 62, Nr. 2. P.193-213.

Staubmann Helmut. Game of Thrones und die Ästhetik der Macht // Gamper Anna, Müller Thomas, „Beyond the Wall“: Game of Thrones aus interdisziplinären Perspektive. Innsbruck, 2022. S. 214-223.






(c) 2022 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.