Навершия с изображением женского божества из Александропольского кургана: о возможности идентификации / персонификации персонажа

Аннотация


Несколько наверший с сильно стилизованным изображением крылатого женского божества происходят из Александропольского кургана.  Оформление их нижних частей крайне стилизованно, что вызывает различные варианты идентификации. Для оценки перспектив соотнесения изображений на нижних частях наверший с определенных кругом вероятных персонажей, необходимо определить какие иконографические схемы могли быть использованы как возможные прототипы. В рассматриваемых образах, в силу предельной редукции важных иконометрических элементов, затруднительно точное определение исходной иконографической схемы. При работе с аналогиями обращается внимание не только на возможный иконографический прототип (Rankenfrau − «прорастающая дева»), но на присущую ему многоплановость возникающих ассоциаций и отсутствие изначальной соотнесенности с определенными божествами. Возможности персонификации женских божеств на навершиях из Александропольского кургана существенно ограничены с одной стороны художественными особенностями применяемой иконографии, с другой – спецификой трансляции используемых иконографических схемам, не привязанных к конкретным персоналиям.

Ключевые слова


Александропольский курган; Rankenfrau; Πότνια θηρῶν; иконографические схемы; искусство евразийских степей в I тыс. до н. э.

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Алексеев А.Ю., Полин С.В. Скифский царский Александропольский курган IV в. до н. э. в Нижнем Поднепровье. К.; Берлин, 2018. (Курганы Украины. Т. 6).

Алексеев А.Ю. Александропольский курган в Эрмитаже // Алексеев А.Ю., Полин С.В. Скифский царский Александропольский курган IV в. до н. э. в Нижнем Поднепровье. К.; Берлин, 2018. (Курганы Украины. Т. 6). С. 466–790.

Артамонов М.И. Антропоморфные божества в религии скифов // АСГЭ. Вып. 2. 1961. С. 57–87.

Бабенко Л. И. Коллекция Александропольского кургана в собрании Харьковского исторического музея имени Н.Ф. Сумцова // Алексеев А.Ю., Полин С.В. Скифский царский Александропольский курган IV в. до н. э. в Нижнем Поднепровье. К.; Берлин, 2018. (Курганы Украины. Т. 6). С. 591–922.

Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. К., 1983.

Буйских А.В. Sofa-капители из Херсонеса: к проблеме стилистических заимствований // Боспорские исследования. Вып. 11, 2006. С. 127–145.

Вахтина М. Ю. Об иконографии женского божества на серебряном блюде из кургана Чертомлык // ТГЭ. Т. 77. 2015. С. 76–87.

Гарден Ж.-К. Теоретическая археология. М., 1983.

Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю. Бляшка с изображением Rankenfrau из кургана Куль-Оба // Образы времени. Из истории древнего искусства. М., 2012. (Тр. ГИМ. Вып. 189). С. 80–97.

Журавлев Д.В., Новикова Е.Ю., Шемаханская М.С. Ювелирные изделия из кургана Куль-Оба в собрании Исторического музея. Историко-технологическое исследование. М., 2014. (Тр. ГИМ. Вып. 200).

Зинченко С.А. Образ Πότνια θηρῶν в художественных культурах начала ‒ второй половины I тыс. до н.э.: к вопросу о функционировании «сквозных сюжетов» // Археологическое наследие Сибири и Центральной Азии (проблемы интерпретации и сохранения). Материалы международной конференции. Кемерово, 2016. С. 109–114.

Зинченко С.А. Изображение Rankenfrau на терракотовой пластинке из Херсонеса: попытка интерпретации образной программы // Боспорский феномен – 2018. СПб., 2018. С. 67–77.

Зинченко С.А. Проблемы интерпретации и специфика репрезентации образа Πότνια Θηρῶν в искусстве Эгеиды VIII–VI вв. до н. э.: к поиску возможных причин // «На ионийский лад я пою...». Сборник статей в честь Н.М. Никулиной. М., 2018. (Тр. исторического факультета МГУ. Т. 139. Вып. 82). С. 41–57.

Золото степу. Археологія України. К.; Шлезвiг, 1991.

Мозолевский Б.М. Скiфський степ. К., 1983.

Онайко Н.А. Антропоморфные изображения в меото-скифской торевтике // Художественная культура и археология античного мира. М., 1976. С. 166–178.

Подосинов А. В. Некоторые замечания к образу скифской полуженщины-полузмеи у Геродота // Археологические вести. Вып. 29. 2020. С. 168–174.

Пятышева Н.В. Культ греко-таврского божества в Херсонесе // ВДИ. 1947. № 3. С. 213–218.

Савостина Е.А. «Змееногая богиня» — «прорастающая дева» (двусторонний антропоморфный акротерий из Пантикапея) // Историко-археологический альманах. Вып. 2. Армавир; М., 1996. С. 72–82.

Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье (VII–IV вв. до н. э.). СПб., 2007.

Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М., 1980.

Buiskikh A. On the Question of the Stylistic Influences reflected in the Architecture and Art of Chersonesos: “Snake-legged Goddess” or Rankenfrau // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. Vol. 13. No 3–4. 2007. P. 157–182.

Mercklin von E. Antike Figuralkapitelle. Berlin, 1962.

Stoyanov R. On the Iconography of the Potnia Theron in the North Pontic Region // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. Vol. 27. No 1. 2021. P. 1–10.

Treister M.A. Silver Plaque with the Image of “Rankenfrau” // Die Griechen und ihre Nachbarn am Nordrand des Schwarzen Meeres. Münster: Ugarit-Verlag, 2009. S. 459–474.






(c) 2024 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.