Взгляды А.А. Никишенкова на «Историю первобытного общества»: большие проблемы для антропологии или антропологические проблемы большой важности?

Аннотация


В статье рассматриваются взгляды А. А. Никишенкова на курс «История первобытного общества». Указывается двойственность этих взглядов. С одной стороны, портрет первобытного человека – это сочетание несочетаемого: культуры маори Новой Зеландии, папуасов Тробриандских островов, эскимосов Гренландии, бушменов Калахари, нуэров Сахары. С другой стороны, такой «коллективный портрет» – это способ ввести студентов в проблематику антропологии, традиционных обществ, дарообменной экономики, ранних форм институтов власти, мифов и религиозных воззрений.

Никишенков положил в основу курса традиционный для антропологии холистский характер описания общества, в котором необходимо описать хозяйство, экономику, социальные, потестарные, родственные структуры, а также мифы, верования и ранние формы религиозных воззрений и практик. Внутри ряда этих тем информация разбивалась  на три блока: раннепервобытную общину, общину ранних земледельцев и позднепервобытную. Эти три блока не представляли собой три хронологических этапа, а являлись тремя вариантами усложнения структуры общества и человеческих отношений в нем. Данная трехчастная схема восходит не только к работам А. И. Першица, но может быть сопоставлена с идеями Р. Турнвальда и М. Саллинза.

Особое значение имеют знания о «первобытном человеке» как знания о тех вопросах, которые исследуют антропологи, как своеобразный способ познания, который можно перенести на современные нам и менее  экзотические общества. Знание первобытности и историографии давали тот каркас, тот скелет, имея который можно было приступать к изучению проблем «интерпретативного поворота» или «постмодернистского кризиса».


Ключевые слова


первобытность; теория первобытности; первобытность как эпистемология; преподавание антропологии; социальная антропология

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Артемова О. Ю. Колено Исава. Охотники, собиратели, рыболовы. Опыт изучения альтернативных социальных систем. М., 2009 (Artemova O. Ju. Koleno Isava. Ohotniki, sobirateli, rybolovy. Opyt izuchenija al'ternativnyh social'nyh sistem. M., 2009).

Банников К. Л. Антропология экстремальных групп. Доминантные отношения среди военнослужащих срочной службы Российской Армии // Этнографическое обозрение. 2001. № 1. С. 112-141 (Bannikov K. L. Antropologija jekstremal'nyh grupp. Dominantnye otnoshenija sredi voennosluzhashhih srochnoj sluzhby Rossijskoj Armii // Jetnograficheskoe obozrenie. 2001. № 1. S. 112-141).

Бутинов Н. А. Народы Папуа-Новой Гвинеи. Л., 1968 (Butinov N. A. Narody Papua-Novoj Gvinei. L., 1968).

Левинтон Г. А. Насколько «первобытна» уголовная субкультура // Советская этнография. 1990. №2 (Levinton G. A. Naskol'ko «pervobytna» ugolovnaja subkul'tura // Sovetskaja jetnografija. 1990. № 2).

Марков Г. Е. Первобытное общество: Учебное пособие. М., 2009 (Markov G. E. Pervobytnoe obshhestvo: Uchebnoe posobie. M., 2009).

Никишенков А. А. Метод структурного анализа А. Р. Рэдклифф-Брауна и проблема изучения отношений родства в доклассовых обществах // Пути развития зарубежной этнологии. М., 1983 (Nikishenkov A. A. Metod strukturnogo analiza A. R. Rjedkliff-Brauna i problema izuchenija otnoshenij rodstva v doklassovyh obshhestvah // Puti razvitija zarubezhnoj jetnologii. M., 1983).

Никишенков А. А. Функционализм Малиновского и проблема изучения родства, брака и семьи в доклассовом обществе (К вопросу о соотношении теории, методологии и конкретной проблематики этнографии в британском функционализме) // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1981. № 5 (Nikishenkov A. A. Funkcionalizm Malinovskogo i problema izuchenija rodstva, braka i sem'i v doklassovom obshhestve (K voprosu o sootnoshenii teorii , metodologii i konkretnoj problematiki jetnografii v britanskom funkcionalizme) // Vestnik MGU. Serija 8. Istorija. 1981. № 5).

Самойлов Л. Этнография лагеря // Советская этнография. 1990. № 1 (Samojlov L. Jetnografija lagerja // Sovetskaja jetnografija. 1990. № 1).

Тендрякова М. В. Первобытные возрастные инициации в круге «вечных» вопросов // Этнографическое обозрение. 2014. № 1 (Tendrjakova M. V. Pervobytnye vozrastnye iniciacii v kruge «vechnyh» voprosov // Jetnograficheskoe obozrenie. 2014. № 1).

Тендрякова М. В. Первобытные инициации и современная культура // Советская этнография. 1991. № 6 (Tendrjakova M. V. Pervobytnye iniciacii i sovremennaja kul'tura // Sovetskaja jetnografija. 1991. № 6.).

Туторский А. В. Рец. на: Г. Е. Марков. Первобытное общество: Учебное пособие. М., 2009 // Этнографическое обозрение. 2009. № 2 (Tutorskij A. V. Rec. na: G. E. Markov. Pervobytnoe obshhestvo: Uchebnoe posobie. M., 2009 // Jetnograficheskoe obozrenie. 2009. № 2).

Firth R. We, the Tikopia. A Sociological Study of Kinship in Primitive Polynesia. Boston, 1957.

Sahlins M. Poor man, Rich man, Big-man, Chief: Political types in Melanesia and Polynesia // Comparative Studies in Society and History. Vol. 5. № 3.

Thurnwald R. Psychologie des Primitiven Menschen. E. Reinhardt Verlag, 1922.




Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.