«Джордж Уитфилд: жизнь, эпоха, наследие» (George Whitefield: Life, Context, and Legacy. Geordan Hammond and David Ceri Jones, eds. Oxford, 2016)
«Джордж Уитфилд: жизнь, эпоха, наследие» (George Whitefield: Life, Context, and Legacy. Geordan Hammond and David Ceri Jones, eds. Oxford, 2016)

Коллективная монография «Джордж Уитфилд: жизнь, эпоха, наследие» была издана по материалам конференции, организованной Оксфордским университетом (Pembroke College, Oxford University[1]) и приуроченной к 300-летию со дня рождения Дж. Уитфилда, выдающегося английского проповедника, теолога, одного из основателей методизма.

Ораторскому таланту, религиозным взглядам и проповеднической деятельности Дж. Уитфилда посвящена обширная исследовательская литература[2], тем не менее  монография «Джордж Уитфилд: жизнь, эпоха, наследие» носит во многом новаторский междисциплинарный характер, в центре внимания авторов работы зачастую оказываются сюжеты и проблемы, практически не рассматривавшиеся в предыдущих изданиях.

Преобладающий в современной американской историографии т.н. «трансатлантический подход», изучающий сложную природу связей между метрополией и ее американскими колониями, особое внимание акцентирует на взаимовлиянии идей набиравшего силу английского методизма и «Великого Пробуждения» в Британской Америке. Именно приезд Джорджа Уитфилда, его проповеднические туры привнесли новые элементы евангелического протестантизма в американские колонии. Одна из центральных глав монографии – «Уитфилд и Империя» - посвящена связующей роли «странствующего  проповедника» для различных Британских владений. Уитфилд («первая знаменитость Британской империи»[3]) объехал весь англо-саксонский мир, помимо британских колоний в Северной Америке, он побывал в Уэльсе, Шотландии, на островах Карибского бассейна, став самым известным религиозным деятелем XVIII столетия для Британской империи (за период 1738-1770 гг. он 13 раз пересекал Атлантику).  В глазах английского евангелиста все разрозненные религиозные «оживления» (рост влияния методизма в различных регионах Великобритании, расцвет пиетизма на европейском континенте, евангелизация американского протестантизма) объединяются в грандиозную картину масштабного обновления веры. Исследователями было подсчитано, что Уитфильд в течение жизни выступал с проповедью 18 тысяч раз, большинство этих проповедей были прочитаны именно в британских колониях Северной Америки[4].

Джордж Уитфилд был священником Англиканской церкви, с которой, однако, как справедливо отмечают авторы монографии, у него возникали разногласия по различным религиозным вопросам. Большинство священников, как в метрополии, так и в колониях, были не согласны с крайне эмоциональной манерой чтения проповеди, которой придерживался Уитфилд, и отказывались пускать его в свои церкви: ему часто «было запрещено становиться за кафедру, и поэтому он был вынужден читать проповедь на церковном кладбище»[5], или на центральной площади поселений, или в чистом поле.

Одна из магистральных тем монографии – взаимоотношения Дж. Уитфилда, «самого сенсационного проповедника в англоговорящем мире XVIII в.»[6] - со своими сторонниками и критиками. Среди оппонентов Уитфилда были не только косные ретрограды. Среди них встречались и те священнослужители, чьи воззрения испытали на себе мощное воздействие идей Просвещения[7]. Они‑то и выступали против того «хаоса», который вносили в размеренную религиозную жизнь сторонники религиозного обновления. К удивлению самого Уитфилда, он сначала не встретил серьезного противодействия со стороны колониальных священнослужителей[8], но постепенно ситуация начинает меняться и его оппоненты переходят в масштабное контрнаступление, тем самым, очевидно, лишь разжигая любопытство колониальной публики[9]

Самым авторитетным оппонентом Уитфилда и других «странствующих проповедников» в американских колониях был бостонский конгрегационалистский священник Чарльз Чонси, убеждавший жителей колоний в том, что «просвещенный разум, а не возбужденные чувства всегда должны быть путем к спасительному познанию Бога»[10]. Авторы монографии отмечают достаточно вежливый тон Уитфилда в письменных ответах своим оппонентам – в отличие от ярких обличительных проповедей: так, например, он благодарит Ч.Чонси за то, что указал ему на некоторые ошибочные суждения»[11].

Конфликт странствующих пиетистских проповедников с противниками евангелизма широко обсуждался в обществе и освещался в печатных изданиях. Деление на две противостоящие друг другу группировки прочно утвердилось среди жителей американских колоний, хотя реальное положение дел было гораздо сложнее, и далеко не всегда странствующие проповедники были «одержимыми» и «сумасшедшими», а ортодоксальное духовенство – «служителями мертвой религии», косными ретроградами[12].

Уитфилда регулярно обвиняли его оппоненты в том, что он явно «преувеличивал» количество людей, приходивших на его проповеди[13] - авторы коллективной монографии использовали акустические методы и эксперименты, чтобы убедиться, что сила голоса Уитфилда позволяла проповедовать перед огромными толпами в несколько тысяч человек. Анонимное письмо, вышедшее в New-York Gazette, является типичным описанием знаменитых проповедей Уитфилда: «Я пошел послушать его вечернюю проповедь в пресвитерианскую церковь, где он читал для 2000 человек. Я никогда в своей жизни не видел такую внимательную публику. Мистер Уитфилд говорил так, как будто он единственный имеет абсолютную власть. Все, что он говорил, было невероятным проявлением жизни и мощи! Глаза и уши народа буквально повисли на его устах. Они с жадностью и с благоговением поглощали каждое его слово. Я пришел домой ошеломленный! Все мои сомнения вмиг исчезли; я никогда не видел, и, тем более, не слышал подобного. Но сейчас я могу с уверенностью сказать, Бог с этим праведным человеком!»[14].

Восхищался красноречием Уитфилда и Бенджамин Франклин, утверждая, что «каждый звук, каждое ударение, каждая модуляция его голоса были так хорошо отработаны, что даже проповедью на неинтересную для меня тему можно было наслаждаться. Такое наслаждение сродни тому, что нам доставляет прекрасная музыка»[15]. «Голос у него был громкий и звучный, и он так отменно выговаривал слова, что и звук и смысл их можно было уловить издалека, тем более паства его, как ни бывала она многочисленна, слушала его в нерушимом молчании…» Именно Франклин приводит самое большое количество слушавших проповедь Уитфилда на Рыночной улице Филадельфии – 30 000 человек[16].

Монография «Дж. Уитфилд: жизнь, эпоха, наследие», безусловно, обогащает наше понимание религиозного, социально-политического, культурного контекста Британского мира 1730-1760-х гг. Значимость данной работы состоит также в том, что ее авторы смогли обрисовать новые перспективные направления для будущих исследований: например, изучение эволюции теологических взглядов Уитфилда, рассмотрение его противоречивой позиции в отношении рабства и христианизации негров-рабов; наконец, политические последствия радикальных проповедей Уитфилда и других «странствующих проповедников» накануне войны за независимость США. Написанная исследователями различных специальностей, данная коллективная монография заставляет нас по‑новому взглянуть на, казалось бы, знакомые сюжеты и проблемы американской колониальной истории середины XVIII в.



[1] Место конференции было выбрано неслучайно: Уитфилд обучался в Пемброук колледже Оксфорда, здесь же он познакомился с братьями Джоном и Чарльзом Уэсли (Wesley), стоявшими у истоков движения методизма.

[2] Отметим только те работы, посвященные Дж. Уитфилду, которые были изданы в последние годы: Jones D. C. George Whitefield and the Revival of Calvinism in Eighteenth-Century Britain. L., 2014; Kidd Th. S. George Whitefield: America’s Spiritual Founding Father. New Haven, 2014; Lambert F. ‘Pedlar in Divinity’: George Whitefield and the Transatlantic Revivals, 1737–1770. Princeton, 1994; Mahaffey J. D. Preaching Politics: The Religious Rhetoric of George Whitefield and the Founding of a New Nation. Waco, TX, 2007; Mahaffey J. D. The Accidental Revolutionary: George Whitefield and the Creation of America. Waco, TX, 2011; Parr J. M. Inventing George Whitefield: Race, Revivalism, and the Making of a Religious Icon. Jackson, MS, 2015; Stout H.S. The Divine Dramatist: George Whitefield and the Rise of Modern Evangelicalism. Grand Rapids, MI, 1991.

[3] George Whitefield: Life, Context, and Legacy. Geordan Hammond and David Ceri Jones, eds. Oxford, 2016. Р. 82.

[4] Stout H.S. The Divine Dramatist: George Whitefield and the Rise of Modern Evangelicalism. Grand Rapids, MI, 1991. Р. XIII-XIV;  Copeland D.A. Colonial American Newspapers. N.Y., 1997. P. 215; Schlenther B.S. Whitefield, George (1714-1770) // Oxford Dictionary of National Biography. Oxford, 2004.

[5] Boston Gazette, June 25, 1739.

[6] George Whitefield: Life, Context, and Legacy. Geordan Hammond and David Ceri Jones, eds. Oxford, 2016. Р. 12.

[7] Неслучайно одна из центральных глав коллективной монографии носит название «Уитфилд и Просвещение».

[8] George Whitefield: Life, Context, and Legacy. Geordan Hammond and David Ceri Jones, eds. Oxford, 2016. Р. 155.

[9] Ibid. P. 152.

[10] Chauncy Ch. Seasonable Thoughts on the State of Religion // The Great Awakening. Documents Illustrating the Crisis and Its Consequences. Ed. by  A.Heimert, P.Miller. N.Y., 1967. P. 291.

[11] Whitefield G. A Letter to the Reverend Dr. Chauncy. Philadelphia, 1745. P. 21.

[12] Boston Evening Post. November 19, 1743; Virginia Gazette. June 12, 1742.

[13] George Whitefield: Life, Context, and Legacy. Geordan Hammond and David Ceri Jones, eds. Oxford, 2016. Р. 167.

[14] New-York Gazette, November 26, 1739.

[15] Франклин Б. Автобиография // Брэдфорд У. История поселения в Плимуте. Франклин Б. Автобиография. Памфлеты. Кревекер С.Дж. Письма американского фермера. М., 1987. С. 446.

[16] Там же. С. 445-446.





(c) 2017 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.