Berry S.R. A Path in the Mighty Waters: Shipboard Life and Atlantic Crossings to the New World. ‒ New Haven: Yale University Press, 2015 ‒ 320 p. [Берри С.Р. Путь по могучим водам к Новому Свету: корабельная жизнь и пересечение Атлантики. ‒ Нью-Хейвен: Издательство Йельского ун-та, 2015 ‒ 320 с.]
Berry S.R. A Path in the Mighty Waters: Shipboard Life and Atlantic Crossings to the New World. ‒ New Haven: Yale University Press, 2015 ‒ 320 p. [Берри С.Р. Путь по могучим водам к Новому Свету: корабельная жизнь и пересечение Атлантики. ‒ Нью-Хейвен: Издательство Йельского ун-та, 2015 ‒ 320 с.]

В октябре 1735 года экспедиция в составе двух торговых кораблей под командованием Джеймса Олгторпа отплыла из Лондона к берегам Нового Света, конечной точкой путешествия должна была стать колония Джорджия. На двух судах находилось двести двадцать семь человек, которым предстояло преодолеть путь через Атлантический океан длиною в пять месяцев. Именно этому путешествию и посвящена книга Стивена Берри «Путь по могучим водам к Новому Свету: корабельная жизнь и пересечение Атлантики»[1]. Книга Берри, основывающаяся преимущественно на личных дневниках шести путешественников, описывает повседневный быт на корабле от посадки пассажиров на борт до прибытия к берегам Северной Америки. При этом автор отмечает, что для большинства участников экспедиции путешествие начиналось задолго до самого плавания, так как пассажирами судов становились выходцы со всех концов Европы, для которых путь от своего места жительства в Лондон, сам по себе становился большим испытанием.

В книге историк ставит перед собой задачу не просто описать будни отдельной корабельной команды и пассажиров на пути к Америке, а на примере одной экспедиции нарисовать обобщающий портрет колониального судна, перевозившего новых колонистов, товары и рабов в Новый Свет.

Исследование Стивена Берри представляет собой большой научный интерес и стала важным шагом в развитии, как атлантической истории, так и истории миграций. Как верно отмечает сам автор, в историографии довольно прочно укоренилась традиция игнорировать роль Атлантического океана, как такового, в процессе формирования американского колониального общества, американской культуры, национального характера и Соединенных Штатов, в целом. В большинстве исследований, посвященных трансатлантическим путешествиям[2], океан предстает лишь безликим водным пространством, разделяющим или объединяющим Америку с другими частями света. Здесь же, Атлантика с ее бушующими водами, климатом, переменчивой погодой и разнообразными природными явлениями, с которыми сталкиваются пассажиры корабля, становится важным фактором, влияющим не только на повседневность колонистов во время плавания, но и на их представления о будущей жизни в Новом Свете. Автор считает, что изучение опыта пересечения Атлантики позволит историкам по-новому взглянуть на некоторые стороны культуры, духовной и социальной истории США.

В книге Берри подробно описывает вызовы и проблемы, с которыми пассажирам предстояло столкнуться в ходе путешествия, как океан и корабль разрушали привычный уклад жизни, а также то, какие реакции это вызывало. Ограниченность пространства нарушало привычные социальные, гендерные рамки, препятствовало регулярному отправлению религиозного культа, пассажирам предстояло привыкнуть к качке, монотонности времени, а также непредсказуемым погодным условиям. Берри приводит интересные факты о том, что для многих это трансатлантическое путешествие было первым в их жизни и потому воспринималось, как некое паломничество к святой земле, страдания же, которые они претерпевали в ходе путешествия рассматривались, как форма искупления грехов и очищения на пути к высшей цели. Пересечение Атлантики рассматривалось, как символический ритуал, необходимый для рождения гражданина Нового Света.

В своей работе Стивен Берри активно использует концепцию «контактной зоны» Мэри Луис Пратт[3]. В данном случае, корабль рассматривается в качестве контактной зоны, в рамках которой происходит столкновение и взаимодействие совершенно различных групп людей, коммуникация которых в обычной жизни была бы почти невозможна ввиду географических, социальных, культурных и религиозных отличий. Поскольку большинство пассажиров, как отмечает автор, были представителями различных религиозных течений, именно религиозному фактору и роли веры в переживании опыта пересечения Атлантики, автор отводит центральное место в своем исследовании. Берри рассматривает процесс взаимодействия представителей разных религиозных конгрегаций, которые волею судьбы оказались собранными в одном замкнутом пространстве и были вынуждены налаживать взаимодействие; историка интересуют столкновения точек зрений на религиозные вопросы, вопросы касательно отправления культа, изменения религиозной иерархии в корабельных условиях.

На одном корабле, как отмечает автор, плыли представители англиканской церкви, квакерства, моравских пиетистов, зальцбургских лютеран, а также неверующие члены экипажа. Берри показывает, с одной стороны, ярко выраженное напряжение, которое возникало в отношениях представителей католической и протестантской церквей, с другой стороны, автор отмечает, что различия в вероисповедании, культуре, языковой барьер вовсе не мешали коммуникации представителей различных религиозных конгрегаций. Замкнутое пространство, единство цели – достигнуть берегов Америки, общий страх перед неизведанностью, переживания, способствовали активному общению между ними, обмену идеями и религиозными воззрениями.

Одним из основных выводов, который делает автора, стало то, что историки часто недооценивают роль опыта пересечения Атлантики в процессе формирования культуры США, и главным образом, традиций веротерпимости в американском обществе. «Корабль приспособил путешественников к религиозной гибкости и независимости, которая еще потребуется от них для жизни в Америке»[4], - отмечает Берри. Конечно, корабль служил зоной взаимодействия совершенно разных групп людей, нарушающей традиционные социальные, религиозные различия, и, приобретенный здесь новый опыт взаимодействия, был очень важен для будущих колонистов, однако, вывод о том, что именно он способствовал выработке идей веротерпимости, в данном случае выглядит некоторым упрощением.

Работа Стивена Берри также интересна с точки зрения гендерной истории. Автор показывает, как менялись гендерные роли, представления о «мускулинности» и «феминности» в рамках замкнутого пространства морского судна. Берри отмечает наличие гендерного дисбаланса на корабле, «корабль был исключительно мужским пространством», неприспособленным для половой сегрегации и крайне некомфортным, а иногда и опасным место для женщины. Обычные пассажирки нередко становились жертвами насилия со стороны экипажа, половой дискриминации, а также были полностью лишены права на приватность и уединение. Тон дневниковых записей нескольких путешественников, как отмечает автор, свидетельствует о том, что на корабле существовало резкое противопоставление мужского экипажа и пассажиров женского пола совместно с представителями духовенства. Отсутствие женщин в среде экипажа способствовало нарушению традиционных представлений о гендерном распределении труда. Моряки занимались традиционно «женскими делами» - уборкой, шитьем, готовкой. Яркой иллюстрацией смещения гендерных ролей в книге служит описание празднования Дня Нептуна, который традиционно устраивался по случаю пересечения Тропика Рака. Праздник знаменовался костюмированным представлением, на котором моряки наряжались в костюмы русалок и проходили ритуал «крещения». Сам факт того, что в большинстве своем нерелигиозные члены экипажа на определенном этапе путешествия устраивали обряд крещения, по мнению автора, говорит о социальных и культурных переменах, которые происходили на корабле по мере его приближения к берегам Америки.

Чтобы расширить рамки своего повествования, автор часто обращается к сравнениям опыта пересечения Атлантики пассажиров судов Джеймса Олгторпа с кораблями, перевозившими в Новый Свет рабов. Берри описывает условия содержания невольников, отношения экипажа к ним, а также взаимоотношения между самими рабами, которые, зачастую, были выходцами из разных африканских стран, говорил на разных языках, и потому, коммуникация между ними была затруднительна. Подобные вставки с описанием рабовладельческих кораблей, по словам автора, необходимы потому, что «сравнения с другими кораблями, совершающими трансатлантическое путешествие, позволили бы показать особенные, специфические черты экспедиции в Джорджию»[5]. Вместе с тем, сравнение столь разных опытов пересечения Атлантики кажется натянутым, пассажиры корабля, плывущего в Джорджию, не были закованы в кандалы на всем протяжении своего пути, не были куплены или проданы кем-то перед отплытием в североамериканские колонии, вооруженная охрана не держала их запертыми на нижних палубах корабля в тесноте, а их мертвые тела не выбрасывались за борт на съедение акул. Контрасты в условиях содержания пассажиров на рабовладельческих судах и кораблях, перевозивших свободных путешественников, по своей воле, решивших отправиться к берегам Северной Америки, столь велики, что сводят на нет все усилия автора показать особенные черты экспедиции 1735 года. Кроме того, они не способствуют лучшемy пониманию природы трансатлантического путешествия и опыта его пассажиров, напротив, отвлекают от по-настоящему захватывающего анализа взаимосвязи трансатлантической миграции и религиозных воззрений североамериканских колонистов.

Подводя итог анализу работы Стивена Берри, важно отметить, что книга изобилует интереснейшими и малоизвестными фактами о повседневной жизни корабля на пути в Новый Свет, основана на редких и впервые вводимых в научный оборот источниках. Комплексность и глубина исследования достигается путем применения культурологического, антропологического, социального подходов. «Путь по могучим водам», действительно, стал важным вкладом в развитие Атлантической истории, выдвинув на первый план сам Атлантический океан, дополнив тем самым, представления о трансатлантических путешествиях и их роли в процессе формирования Соединенных Штатов. Книга написана прекрасным и живым языком, поэтому будет интересна не только профессиональным историкам, но и всем, кто интересует историей и культурой Соединенных Штатов.



[1] Berry S.R. A Path in the Mighty Waters: Shipboard Life and Atlantic Crossings to the New World. New Haven, 2015.

[2] См.: Elliott J.H. Empires of the Atlantic World. Britain and Spain in America 1492-1830. New Haven, London, 2006; Soundings in Atlantic History: Latent Structures and Intellectual Currents 1500-1830 /Ed. by B. Bailyn, P. L. Denault. Cambridge, 2009; The British Atlantic World /Ed. by D. Armitage, M.J. Braddick. N.Y., 2002.

[3] Pratt M. L. Arts of the Contact Zone// Profession. 1991. P. 33-40.

[4] Berry S.R. Ibid. P. 256-277.

[5] Berry S.R. Ibid. P. 7-8.



Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.