Обращение к читателям
Обращение к читателям

Отделение истории и теории искусства и составляющие его кафедры всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства, всегда, за исключением отдельных временных перерывов, вызванных внешними причинами, были организационно связаны с историческим факультетом МГУ имени М.В. Ломоносова. Но эта общность носит не только структурный характер, а имеет более существенное методологическое и методическое единство. Принцип историзма обязательно присутствует и в построении лекционных курсов по истории искусства, которые звучат с университетской трибуны, определяя их логику, композицию, принцип подачи материала и особенности анализа отдельных памятников архитектуры и искусства, и в научных трудах, вышедших из-под пера (невольный анахронизм здесь использован сознательно) профессоров, преподавателей, сотрудников и аспирантов отделения.

И появление в журнале «Исторические исследования» отдельного номера специально посвященного насущным проблемам истории искусства представляется закономерным и необходимым. Это позволит дать представление обо всех аспектах научной мысли, которые представлены на историческом факультете и по исторической проблематике, и по вопросам истории искусства.

В структуре этого выпуска Редколлегия старалась сохранить те принципы подачи материала, которые были заявлены в первом номере журнала «Исторические исследования», и по мере возможностей показать весь спектр проблем, которые изучаются сотрудниками отделения по методологии и теории искусства, по всеобщей истории искусства и по истории отечественного искусства. Понятно, что в одном номере, и к тому же в «пилотном», невозможно представить полную и исчерпывающую картину научно-исследовательской деятельности отделения. Но Редколлегия предполагает сделать издание отдельных номеров, посвященных искусствоведческой проблематике, регулярным и тем самым в перспективе исправить неизбежную односторонность первого номера.

Расположение материала в данном номере журнала «Исторические исследования» следует привычному структурному и хронологическому принципу. Его открывают в разделе «Статьи» две публикации, посвященные искусству Византии. Это статья О.С. Поповой «На рубеже двух периодов византийского искусства после середины XI в. Евангелие-апракос cod. 163 из Национальной библиотеки в Афинах» и статья А.В. Захаровой «Изображения святых в монументальной декорации раннехристианских и византийских храмов до ΧΙ в.». Подобный выбор по своему весьма знаменателен. Изучение византийского искусства в стенах Московского университета в первую очередь связано с именем замечательного историка искусства, крупнейшего знатока древнерусского и византийского искусства, искусства эпохи Возрождения и западноевропейского искусства Нового времени, члена-корреспондента АН СССР Виктора Никитича Лазарева (1897 – 1976). Именно по его инициативе было начато чтение самостоятельного курса лекций «Искусство Византии» на отделении истории и теории искусства, который на протяжении многих лет ведет О.С. Попова и ее ученики. Благодаря этому отделение стало центром большой и представительной научной школой византийских исследований, имеющей широчайшее признание и авторитет.

Продолжает выпуск статья Е.А. Ефимовой «Серлианские проекты в книге «Храмов» Ж. Андруэ-Дюсерсо», затрагивающая ключевые проблемы искусства эпохи Возрождения – судьба, роль и значение классической традиции в ренессансном искусстве и особенности формирование национальных школ ренессансного искусства к Северу от Альп с их собственным формально-образным строем, в сложении которого огромную роль сыграл художественный язык итальянского искусства эпохи Возрождения. И это направление научной и педагогической деятельности отделения, изучение ренессансного, барочного и классицистического искусства, также имеет длительную и славную историю, представленную именами уже упомянутого В.Н. Лазарева и его ученика члена-корреспондента РАН Виктора Николаевича Гращенкова (1925 – 2005), а также их предшественников, современников и учеников: Н.И. Романова (1867 – 1948), Б.Р. Виппера (1888 – 1967), М.В. Алпатова (1892 – 1986), Ю.К. Золотова (1923 – 1998), В.С. Турчина и многих, многих других. Поэтому, наряду со статьей об архитектуре ренессансной Франции, в номере представлены две статьи, посвященные искусству Барокко. Это статья В.Н. Бодровой «Изображение церковных интерьеров в Делфте около 1650 года» и статья Т.Д. Карякиной «Черты стиля барокко в западноевропейской фарфоровой пластике ХVIII века».

Одним из важных направлений научной деятельности отделения истории и теории искусства является изучение отечественного и европейского садово-паркового искусства и проблем, связанных с архитектурным образом и монументально-декоративным убранством загородной резиденции (античная и европейская вилла и замок, русская усадьба). Об этом неоднократно писали на разном материале О.С. Евангулова, С.С. Веселова, М.В. Соколова, И.И. Тучков. Поэтому закономерно появление в журнале «Исторические исследования» статьи М.В. Соколовой «Английский загородный дом: развитие идеи власти и покровительства от эпохи абсолютизма к викторианскому времени», где рассматривается очень важный для понимания сельского строительства социальный аспект проблемы, вопросы патроната на примере английского загородного дома.

Практические и теоретические занятия по теме «Реставрация памятников живописи» один из увлекательных элементов учебного процесса на отделении. В.В. Зверев, который многие годы ведет этот курс, неоднократно посещал Александровское подворье в Иерусалиме, где проводил сложные реставрационные работы, в том числе и вместе со студентами отделения истории и теории искусства. Эта работа получила самую высокую оценку со стороны руководства Александровского подворья. В своей статье «Произведения живописи Николая Кошелева в Храме Александровского подворья в Иерусалиме. Исследование технического состояния картин» он подводит итог своей многолетней и кропотливой деятельности по возвращению к жизни живописной декорации храма и намечает пути для дальнейшей деятельности на этом непростом поприще.

Завершает раздел «Статьи» публикация «Изнаночное восполнение мира в изобразительном жанре trompe-l'œil» известного художественного критика, ученика О.С. Евангуловой, С.В. Хачатурова, неоднократно обращавшегося к сложным проблемам русского искусства XVIII века (можно вспомнить его книги: Готический вкус в русской художественной культуре XVIII века. М., 1999; Романтизм вне романтизма. М., 2010).

Большую роль в деятельности отделения истории и теории искусства играет организация научных конференций, в том числе и международных. Помимо традиционных «Федорово-Давыдовских чтений» и «Лазаревских чтений», которые ежегодно проводятся кафедрой отечественного искусства и кафедрой всеобщей истории искусства, следует отметить масштабный международный проект – 2-ю Международную конференцию «Художественные коллекции, выставки и архивы в истории Русской культуры», которую провела в Лондоне 21 – 22 марта 2014 года в Институте искусств Курто кафедра отечественного искусства совместно с Центром Русского Искусства Кембридж – Курто (CCRAC). Материалы докладов, русских участников этой конференции, связанных с заявленной темой конференции, и публикуются в разделе «Конференции» данного номера: Э.С. Смирнова «Собирание древних произведений искусства в России в XVI столетии. Мотивы и способы»; А.С. Преображенский «Иконные собрания московских старообрядцев в начале XIX века. Свидетельства владельческих надписей»; А.А. Карев «Портретная галерея в России XVIII века как ансамбль: типологический аспект»; М.М. Алленов «Явление Христа народу» в 1858 году как символ и симптом исторического момента»; А.П. Салиенко «Судьба «Серебряного века» в 1920-е годы. Выставки непролетарского искусства»,

В разделе «Экспедиции, путешествия, открытия» Редколлегия помещает Отчет об учебно-ознакомительной поездке студентов, аспирантов и преподавателей кафедры всеобщей истории искусства «Древние царства центральной Анатолии» а также материалы докладов, написанных по итогам этой поездки.

Кроме материалов отдельной конференции в разделе «События, выставки, юбилеи» данного номера журнала «Исторические исследования» можно ознакомиться и с Хроникой IV Международной конференции молодых специалистов «Актуальные проблемы теории и истории искусства», которая проходила 21 – 24 ноября 2013 года на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Это очередная очень представительная по количеству и составу участников конференция из совместного проекта исторических факультетов МГУ и СПБГу, материалы которой уже опубликованы в отдельном томе (Актуальные проблемы теории и истории искусства. IV. Сборник научных статей СПб., 2014), а здесь мы приводим только ее Хронику.

Интересной и на наш взгляд перспективной формой научной и педагогической работы в университете представляется проведение конференций, в которых одновременно участвуют преподаватели и студенты. Такая форма научной работы делает более мотивированными и ответственными выступления всех участников научного форума. Так по итогам ежегодной студенческой практики, которая обычно проходит в летние месяцы в Везувианском университете и сопровождается многочисленными экскурсиями по художественным памятникам и музеям Южной Италии, кафедрой всеобщей истории искусства в рамках ежегодных «Ломоносовских чтений» в апреле 2014 года и была проведена в таком формате конференция «Искусство античности и классическая традиция в художественной культуре Южной Италии». Выбор темы конференции был продиктован не только особенностью памятников, с которыми могли познакомиться участники практики. Но и тем, что родовой чертой художественной культуры Южной Италии от конца античности до эпохи Неоклассицизма, через Штауффеновский ренессанс и искусство Ренессанса, была постоянная ориентация на памятники классического искусства, перманентные всплески разных по форме и интенсивности «классицизмов», анализ которых и позволяет проследить своеобразный путь южноитальянского искусства и его индивидуальность. Хроника этой конференции и помещена в разделе «События, выставки, юбилеи».

Данный раздел завершает материал, посвященный юбилею безвременно ушедшего профессора кафедры всеобщей истории искусства – В.П. Головина, внесшего яркий и неповторимый вклад в научную и педагогическую жизнь отделения истории и теории искусства.

В разделе «Рецензии» помещена рецензия С.В. Хачатурова на последний, девятый из вышедших в свет в издательстве «Искусство XXI век» томов серии «Памятники архитектуры Москвы», публикация которой началась еще в 1983 году: Наталия Броновицкая. Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1910 – 1935 гг. М., 2012.



Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.