Рауль Кастро и его реформы
Рауль Кастро и его реформы

Р. Кастро, получивший верховную власть в 2008 г., совершил ряд преобразований во внутренней политике и экономике и войдет в историю как реформатор. Комплекс мер, рассчитанных на создание новых внутриполитических и внутриэкономических условий, получил название «актуализация». Несмотря на то, что реформы Р. Кастро начались еще в 2008 г., основным руководством для них стали решения VI съезда компартии весной 2011 г. Так называемые «Направления экономической и социальной политики партии и революции» заложили курс на реструктуризацию занятости, увеличение производительности труда, поиск альтернативных источников финансирования и т.д.  Ряд послаблений, касающиеся частного сектора, условий купли-продажи движимого и недвижимого имущества, использования интернета и мобильной связи и др., заметно поменяли картину жизни простых кубинцев. Качественные изменения в социуме чреваты соответствующими переменами и в государстве. Их началом можно считать заявление руководителя страны о своем уходе в 2018 г., а также установление предельного возраста в 60 лет для избрания в ЦК КПК и 70 лет для руководящих должностей[1]. Существуют разные версии относительно политического будущего острова. Тем не менее, несомненно, заложен процесс разделения ветвей власти, а также ротации государственных кадров. То есть реформы затронули всю внутреннюю жизнь Кубы – от повседневных забот простых граждан до устоявшихся традиций на самом верху бюрократической системы.

Процесс преобразований, продолжающийся до сих пор, должен дать ответ на вопрос: какой будет Куба после 2018 г.? Автократическим, изолированным и сверхцентрализованным государством, отстающим по показателям экономического развития от своих соседей, или быстро развивающимся, свободным, конкурентоспособным участником мировой экономики и международных отношений? Высокий процент образованного населения и всемирно признанные достижения в медицинской отрасли дают шанс на успешную адаптацию в глобальном мире.

Не обладая большими запасами необходимого сырья, мощной производственной инфраструктурой и современными технологиями, Куба во многом зависит от внешних связей. Поэтому внутренние реформы Р. Кастро сопровождались изменениями в характере внешнеполитического курса. Гавана стала активно взаимодействовать со странами Латинской Америки, Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона. Важнейшим катализатором этих процессов является американо-кубинская нормализация отношений. После объявления об их восстановлении в декабре 2014 г. на остров потянулись компании из многих европейских государств и США, ведь отмена политики эмбарго перестала казаться невозможной. Активная дипломатия на всех уровнях позволила добиться успеха в пересмотре условий возвращения внешних долгов. Около 77% простил Парижский клуб кредиторов[2]. С Испанией и Японией были достигнуты договоренности о реструктуризации долга. В принципе, проблемы с его выплатами снижают инвестиционную привлекательность государства, но упомянутые страны заинтересованы в углублении своего присутствия в экономике Кубы. Заявления сторон, сделанные в ходе переговоров, это подтверждают. Например, на встрече министра экономики Испании Луиса де Гиндоса и заместителя председателя Совета министров Кубы Рикардо Кабрисаса в мае 2016 г. было отмечено, что высокая задолженность острова являлась главным препятствием к углублению двусторонних отношений[3]. Все происходившее за последние годы дало надежду на оживление кубинской экономики за счет привлечения иностранного капитала.

В тех же целях в 2014 г. был принят закон об иностранных инвестициях, установивший 15‑ти процентный налог на прибыль иностранных предприятий. Кроме того, была создана особая экономическая зона Мариэль. Порт, находящийся на этой территории, был модернизирован и стал крупным международным проектом при широком участии Бразилии. С ним связаны надежды на превращение Кубы в торгово-транспортный узел в Карибском регионе, а также цели «расширения экспорта и стимулирования импортозамещения»[4].

Р. Кастро внес значительные изменения в кубинскую модель социализма. Он направил страну по новому пути, что стало большим шагом вперед. Однако не все намеченные планы осуществились, а некоторые из них не принесли ожидаемых результатов. В своем отчетном докладе на VII съезде партии в апреле 2016 г. глава государства сказал, что из 313 утвержденных «направлений…» реализован лишь 21 %. «На стадии реализации находится 77 %, а к 2 % еще не приступили». В ходе этой пятилетки (2011-2016) выявились главные препятствия перед намеченным курсом. Очень важно понимание правительством этих сложностей. Это «балласт устаревшего мышления» части истеблишмента, не позволяющий выйти из иллюзорных надежд на внешнюю помощь. С другой стороны имеют место и «замаскированные попытки восстановить капитализм». Слова кубинского лидера отчетливо показывают, что выбор был сделан в пользу смешанной экономической системы. Руководство отметило необходимость «признания рынка наряду с  функционированием социалистической экономики». В этой связи оно намерено учитывать опыт реформ в Китае и Вьетнаме[5]. Наиболее емко в русскоязычной литературе эта идея была выражена в брошюре «Куба: новый этап адаптации»: «В перспективе нельзя исключить переориентацию Кубы на вьетнамскую модель развития, где при неизменности политического режима и руководящей роли компартии сняты ограничения на деятельность частного сектора…»[6].

Благодаря активной внутренней и внешней политике Р. Кастро возникли надежды на скорое «экономическое чудо». Появились даже версии о «сингапурском варианте» будущего страны. В частности, такое предположение выдвигалось Деборой Спар из Колумбийского университета (Debora L. Spar, Columbia University)[7]. Но победа Дональда Трампа на президентских выборах в ноябре 2016 г. создала опасения, что успехи американо-кубинской нормализации будут свернуты. А они, как показывает действительность, играют далеко не последнюю роль в расширении внешнеполитических связей острова. Новый президент США не раз заявлял, что пересмотрит условия взаимоотношений с Гаваной, имея в виду несостоятельность курса Б. Обамы. И хотя все еще остается в силе идея вовлечения (engagement) в региональные процессы и отказ от изоляции Кубы со стороны Вашингтона, нет оснований считать, что Д. Трамп не выполнит своих обещаний остановить ход этой нормализации.

Основные задачи внутренних перемен

В ходе VI съезда компартии выявились основные проблемы страны и рекомендации по их разрешению. В числе прочих были названы низкая эффективность и декапитализация инфраструктур, старение населения, застой его роста. Многое из этого было напрямую связано с тяжелой внешнеполитической обстановкой и трудностями с выплатами иностранного долга. Таким образом, власти сталкивались со сложностями в управлении национальной экономикой. Одновременно чувствовалась дополнительная нагрузка, связанная с использование двух валют.

В результате была разработана стратегия действий:

- повысить производительность сельскохозяйственного сектора и начать использование пустующих земель;

- увеличить экспорт и снизить зависимость от импорта;

- привлекать иностранный капитал, искать новые источники финансирования;

- предоставить бóльшую самостоятельность предприятиям, стимулировать муниципальное развитие;

- провести реструктуризацию занятости и заработной платы;

- увеличить производительность труда, устранить необоснованные льготы и чрезмерные субсидии;

- избавиться от бинарной валютной системы.

Однако как показала действительность, и как признало позднее руководство Кубы, одной пятилетки (2011-2016) недостаточно для столь серьезных преобразований. Несмотря на это, часть конкретных рекомендаций съезда были выполнены[8].

Новая стратегия предполагала постепенное увеличение окладов труда в тех отраслях, которые представляют наибольшую экономическую и социальную значимость. Зарплаты повысились в среднем по стране на 45%**.

Самые серьезные темпы показала медицинская отрасль – повышение на 90 %. В сфере образования практически не произошло изменений. Таким образом, если в 2013 г. учителя зарабатывали на 3 конвертируемых песо больше врачей, то в 2015 г. ситуация поменялась. Теперь зарплата медиков на 13 конвертируемых песо выше. Самые высокие зарплаты – в индустрии сахарного производства, научной сфере и сельхоз секторе. Эти отрасли также показывают высокие темпы роста[9].

Численность населения увеличивается медленно[10]. Эксперты предрекают этому показателю дальнейшее снижение[11]. Из-за значительного старения (средний возраст составляет 45-49 лет) ситуация грозит привести к сокращению доли лиц, работоспособного возраста. Уже в 2013 г. газета «Granma» сообщала, что Куба стала самой «старой» страной в Латинской Америке. 18.3 % кубинцев составляли люди старше 60 лет. По словам главы Департамента по проблемам пожилых людей Министерства здравоохранения (Departamento de Adulto Mayor, Asistencia Social y Salud Mental del Ministerio de Salud Pública) Альберто Фернандеса Секо, соответственно, уменьшилось и количество рабочей силы. Во многих семьях работоспособные люди вынуждены уделять большую часть времени ухаживанию за престарелыми родственниками, а не работе. Особенно это касается женщин[12].

Основная часть населения живет в городах – около 77 %. Почти 19 % – в Гаване (данные на 2015 г.). Высокая степень урбанизации страны не удивительна, ведь на сегодняшний день основное внимание уделяется отраслям экономики, не связанным с сельским хозяйством. Особенно это касается сферы туризма. В последние годы приток туристов резко увеличился (около 3,5 млн человек). По этому показателю Куба имеет шансы догнать соседнюю Доминиканскую Республику (свыше 5 млн). Иностранцы, посещающие остров, приносят ощутимый доход. С 2010 по 2015 г. доходы государства от этой отрасли постоянно росли[13].

За 2014-2015 гг. 14.4 % всех расходов на строительство ушло на туристические объекты. Более высокие результаты принадлежат только жилым зданиям[14]. Это связано, в том числе, и с изменившимся внешнеполитическим климатом. Именно с 2014 г. – с момента американо-кубинской нормализации – произошел самый большой рост отрасли[15]. Поменялся и состав приезжающих. В списке туристов по странам Германия с шестого места переместилась на третье, а США – с десятого на четвертое. С другой стороны Великобритания, Испания, Италия, Россия значительно уступили позиции[16].

Благодаря туризму растет гостиничный бизнес, увеличиваются доходы общественного транспорта и такси. Для Кубы, испытывающей необходимость срочного развития жизненно важных отраслей, это создает еще одну проблему. Речь идет о так называемой социальной «пирамиде наоборот». Суть ее заключается в том, что из-за низких зарплат профессиональные врачи, учителя, ученые и др. уходят на более высокооплачиваемые работы. Таким образом, специалисты, необходимые государству, идут в частный сектор, создавая угрозу дефицита кадров. С 2013 по 2015 г. имело место перераспределение рабочих из аграрного сектора, специалистов из образовательных и здравоохранительных учреждений, государственного управления, коммунальных предприятий и сахарной индустрии[17]. Одновременно шло увеличение количества занятых по отраслям социальных и персональных услуг, гостиничного и строительного бизнеса, обрабатывающей промышленности и т.д. Впрочем, на данный нехватки в квалифицированных рабочих нет. В этом плане гораздо более актуальной выглядит проблема бегства из страны многих граждан, в том числе врачей, учителей и спортсменов.

В целях минимизирования пагубных последствий от использования двойной валютной системы, на VII съезде компартии Р. Кастро повторно потребовал ее реорганизации[18]. Как было сказано выше, необходимость в этом была выявлена и на предыдущем партийном собрании, но результатов все еще нет. На Кубе существуют валютные магазины, в которых расплачиваются конвертируемыми песо. Работая в отрасли туризма, граждане могут рассчитывать на высокую оплату услуг и получение чаевых.

С другой стороны на Кубе практически нет проблем с безработицей[19]. Учитывая, что по данным Международной организации труда (International Labour Organization, ILO) ее средний уровень на 2015 г. по Латинской Америке составил 6.8%, ситуация на острове более благоприятная. Только 2.4% кубинцев оставалось без работы на тот момент[20].

Очень важным является вопрос доступа граждан к средствам коммуникации. Согласно официальным данным доля интернет пользователей увеличивается. Однако на самом деле периодически выходить в сеть может лишь небольшое число кубинцев. Интернет и Wi-Fi существуют либо в специальных точках платной раздачи, либо в клубах и отелях, либо на домашнем персональном компьютере. Один час доступа в глобальную сеть стоит 2-2.5 конвертируемых песо. Средняя зарплата размером около 27 конвертируемых песо делает интернет роскошью для большого числа жителей. Тем не менее число пользователей увеличивается[21]. Сложно предположить, к чему может привести этот процесс. Если одновременно не будут предприняты меры по либерализации внутренней жизни и предоставлению больших свобод, то средства связи могут привести к нежелательным последствиям. Госдепартамент США и кубино-американские организации в Майами, выступающие против правительства Кастро, широко используют пропаганду в СМИ в целях мобилизации внутренней оппозиции на острове. Именно с этой точки зрения новейшие технологии в широких массах могут стать угрозой. Поэтому неизбежное распространение средств связи должно привести к большей либерализации внутренней жизни.

На данный момент ситуация в области прав человека сложная. По сообщению правозащитной организации «Human Rights Watch» (HRW) Куба все еще продолжает использовать аресты и кратковременное лишение свободы для запугивания несогласных, независимых активистов и политических оппонентов. Одновременно говорится, что долгосрочные аресты стали происходить реже. Практически все СМИ находятся под контролем правительства, а доступ к информации ограничен. Граждане, критикующие власть, сталкиваются с угрозой уголовного преследования. Признавая расширение свободы передвижения после того, как в 2013 г. выездные визы были отменены, HRW отмечает, что власти все еще имеют полномочия предотвращать отдельные случаи выездов. В сообщении говорится о тяжелых условиях содержания в тюрьмах. Куба не допускает представителей международных организаций в места лишения свободы. Упомянуты ограничения трудовых прав и отказ легализовать деятельность местных правозащитников[22].

Кубинское правительство рассматривает вопрос прав и свобод человека под другим углом. Кратко эта позиция укладывается в формулу, афористически высказанную национальным героем Хосе Марти: «Единственный способ быть свободным – это быть образованным»[23]. Островной социализм добавляет – быть здоровым, жить в безопасности, оставаться сытым и рассчитывать на безбедную старость. Социальные достижения кубинского народа, по мнению власти, являются главным залогом свободы. Конечно же, к этому добавляется и национальный суверенитет. В этом смысле примечательно, что в 2002 г. были внесены поправки в конституцию, объявляющие необратимый статус социализма. Причинами их принятия были названы «требования и угрозы империалистического правительства Соединенных Штатов»[24]. Поэтому данная проблема заключается не в нежелании Гаваны обсуждать ситуацию с демократией, а в разных подходах и интерпретациях понятий. Они обусловлены различиями в политической идеологии западных стран и кубинского коммунизма[25].

Когда в 2007 г. началась президентская предвыборная гонка в США, Б. Обама выступил единственным кандидатом, готовым на сближение с Кубой. Его главным аргументом была уверенность в действенности «мягкой силы» - использования неагрессивных гуманитарных, информационных рычагов давления, привлечение острова в региональные процессы вместо изоляции. Он предложил Гаване демократизировать свою государственную систему ради нормализации двусторонних отношений[26]. Кубинское правительство, естественно, отрицает возможность и необходимость каких-либо «уступок», о которых ведет речь Вашингтон. Но, тем не менее, очевидны либеральные послабления во внутренней политике.

Стратегически важная задача налаживания отношений как с США, так и со странами ЕС соответственным образом отразилась и на торговых связях. Внешний сектор финансового рынка Кубы дал важные результаты в ходе концептуализации экономической модели. Снижение его дисбаланса и создание удобных юридических и организационных условий принесло свои плоды[27].

В течение ряда лет внешние торговые связи переориентировались на рынки Европы и Азии[28]. С традиционным партнером острова – Венесуэлой – уровень товарооборота несколько упал. Примечательно, что за прошедшее пятилетие торговля с США сократилась наполовину. Это тем более странно, если учитывать, что до 2010 г. рост происходил очень активно. С 2000 по 2005 г. Куба из 144‑го импортера американской сельхоз продукции вошла в первые тридцать. Несмотря на положительную динамику в отношении европейских и азиатских стран, общий внешний товарооборот упал, а импорт намного превышает экспорт[29].

Главным торговым партнером по-прежнему остается Венесуэла, на втором месте – Китай, на третьем – Испания. Благодаря успехам внешней политики Гаваны и соответствующих министерств, удалось привлечь в страну новые источники финансирования. В основном это иностранные инвестиции. Сохранился постепенный прирост ВВП. В 2015 г. он увеличился на 4.4 %. Прирост на душу населения в том же году – 4.3 %[30]. Впрочем, в 2016 г. эти показатели оказались отрицательны[31]ми. Трудно судить, что именно стало причиной такого спада и может ли это превратиться в тенденцию.

В целом развитие Кубы можно назвать относительно стабильным. Идет постепенное перераспределение имеющихся ресурсов. Предпринимаются попытки создать новые отрасли экономики, которые станут дополнительными источниками финансирования. О некоторых результатах говорилось выше. Тем не менее многих поставленных задач решить не удалось. Это говорит о том, что синтез двух систем – плановой и рыночной экономики – невозможен в краткие сроки. Китайский и вьетнамский опыт показывает несомненную реальность достижения поставленных Гаваной целей. Однако она должна использовать весь имеющийся потенциал. Поэтому успех «актуализации» зависит от продуманности управленческих методов и внешнеполитической линии. Важно не допустить монополии одной страны в качестве внешнеторгового партнера. Как показал опыт – это ненадежный способ обеспечения притока иностранного капитала. Поэтому Куба ведет многовекторную дипломатию, допускающую взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, но только на основе «равенства, невмешательства во внутренние дела и взаимного уважения»[32].

Особенности структурной трансформации

При оценке уровня жизни кубинского общества необходимо учитывать его особенности. Это двойная валютная система, выдача определенных продуктов в месяц по талонам, разные условия жизни для граждан и туристов, нюансы бесплатного образования и медицины, высокая вовлеченность государственной власти и т.д. Но происходят перемены. Реструктуризация экономической модели является промежуточной задачей стратегии актуализации. Последние решения кубинских властей подтверждают важность перестановок во внутренних порядках. По закону о государственном бюджете, принятому в декабре 2016 г., 50% средств муниципального бюджета будет оставаться на местах. Объясняется это необходимостью оперативного решения местными администрациями насущных задач. В первую очередь обращают на себя внимание улицы и тротуары, требующие приведения в соответствующий вид. Кроме того, повышаются налоги на продажу строительных материалов – с 48.5% до 60%. Одновременно не будет взиматься местный налог с тех организаций, которые проявляют инвестиционную активность. Делается это ввиду высокого дефицита бюджета и необходимости привлечения альтернативного финансирования[33]. Уклонение от уплаты также является насущной проблемой. Это приводит к переосмыслению программ правоохранительных служб. Внимание к муниципальной самостоятельности демонстрирует процессы постепенной децентрализации административного управления на бытовом уровне.  Так, в феврале 2017 г. в г. Гаване (отдельно от остальных регионов) были введены ограничения на цены проезда на такси. Водителям было запрещено брать плату размером, превышающим 10 национальных песо. Раньше она составляла 20 национальных песо. Дело закончилось недолговременной забастовкой таксистов[34]. На улицах столицы в тот момент трудно было найти «almendrón» (автомобили частного извоза), не заполненный до отказа пассажирами, так как основная часть таксистов осталась дома. А на сайте Cubadebate.cu появилась статья, рассказывающая о преимуществах и недостатках саморегулирующихся цен на услуги[35].

Актуализация экономической модели и новые возможности внешней торговли поставили вопрос о реформировании банковской системы. Это относительно новое явление для Кубы. До начала 80-х гг. существовало только одно учреждение - Национальный Банк Кубы (Banco Nacional de Cuba). На сегодняшний день их число увеличилось до девяти. Чувствуется острая необходимость компьютеризации этой отрасли. На данный момент всего по стране имеется немногим более 700 банковских терминалов. Без оптимизации работы в этой области не обойтись. Для серьезного накопления капитала, финансирования проектов и международных денежных перечислений модернизация банков представляет первостепенную важность[36]. Создание и внедрение современной платежной системы также является одним из приоритетов экономики страны.

Область образования, объект особой гордости Кубы, находится в стадии модернизации. Реформы касаются всего процесса обучения: от дошкольного образования до высшего. В процесс становления и обучения детей до шести лет планируется прямое вовлечение их семей. Будет сделан акцент на преподавании обществознания и английского языка, внедрены новые технологии. Планируется также увеличить взаимодействие школ. «Мы думаем, что школы, находящиеся вблизи друг от друга могли бы использовать кадровый и материальный ресурс сообща» - сказал директор Центра педагогических наук (Centro de Ciencias Pedagógicas) доктор Альберто Вайе де Лима[37].

Вышеописанные примеры трансформации всей системы кубинского общества показывают, что понятие «актуализация» очень объемно по содержанию. Реформы происходят почти во всех сферах жизни. Куба выходит на новый уровень. Хотя этот процесс является длительным и тяжелым (не случайно на VII съезде КПК была представлена стратегия развития до 2030 г.), масштаб преобразований говорит о системности и их комплексной продуманности.

***

Срок полномочий Р. Кастро в качестве главы государства приближается к концу. В период своего правления он проводил более гибкую реформаторскую, новаторскую политику. Его, как и Фиделя Кастро, обвиняли в узурпации власти, несменяемости высшего руководства. Критиковали за застой и неуклюжесть государственного механизма, неготовность к реформам и переменам, за отсталость экономики. Но нынешний лидер показал открытость перед изменениями. За пять лет произошли большие перемены. И хотя все еще остаются нерешенными многие задачи, и благосостояние кубинцев улучшается очень медленно, заложена эффективная стратегия развития. Автор данной статьи согласен со словами ведущего научного сотрудника ИЛА РАН Э.С. Дабагяна: «Социально-экономические и политические перемены, осуществляемые при Р. Кастро, можно смело назвать второй революцией, логическим продолжением и углублением перемен»[38]. Есть основания полагать, что следующий руководитель Кубы сохранит преемственность политики и продолжит намеченный путь.



[1] Raúl Castro Ruz. Informe Central al VII Congreso del Partido Comunista Cuba. CubaDebate, 17.04.2016. – Available at: http://www.cubadebate.cu/noticias/2016/04/17/informe-central-al-vii-congreso-del-partido-comunista-cuba/#.WNellaChqkp (accessed 23.06.2017)

[2] El Club de París condona 7.730 millones en deuda a Cuba de los que 1.709 millones corresponden a España. ABC, 12.12.2015. – Available at: http://www.abc.es/economia/abci-club-paris-condona-8500-millones-deuda-cuba-1709-millones-corresponden-espana-201512122123_noticia.html (accessed 23.06.2017)

[3] Cuba acuerda con España reestructurar su deuda a medio y largo plazo. Infolatam/Efe, Madrid, 4.05.2016. – Available at: http://www.infolatam.com/2016/05/04/cuba-acuerda-con-espana-reestructurar-su-deuda-a-medio-y-largo-plazo/ (accessed 23.06.2017)

[4] Роке Гарсия К. VII Съезд Коммунистической партии Кубы. Перспективы социально-экономического развития в ближайшие годы. – Латиноамериканский исторический альманах. Институт всеобщей истории РАН, М., 2016, Т. 17, сс. 262-263.

[5] Raúl Castro Ruz. Informe Central al VII Congreso del Partido Comunista Cuba. CubaDebate, 17.04.2016. – Available at: http://www.cubadebate.cu/noticias/2016/04/17/informe-central-al-vii-congreso-del-partido-comunista-cuba/#.WNellaChqkp (accessed 24.06.2017)

[6] Ивановский З.В. Политическая константа / Куба: новый этап адаптации. ИЛА РАН, М., 2011. – с. 19.

[7] Why Cuba Needs to Follow the Singapore Model. Foreign Policy, 22.07.2015. – Available at: https://foreignpolicy.com/2015/07/22/why-cuba-needs-to-follow-the-singapore-model-economy-lee-kuan-yew/

[8] VI Съезд Коммунистической партии Кубы. Направления экономической и социальной политики партии и революции. – Available at: http://www.cuba.cu/gobierno/documentos/2011/rus/l160711r.html (accessed 10.07.2017)

** В силу того, что в данной статье процесс актуализации экономической модели рассматривается исключительно в период между 2011 и 2016 гг., то более свежие данные не являются необходимыми. Мы рассматриваем здесь исключительно потенциальные возможности реформ на острове.

[9] Oficina Nacional de Estadística. Empleo y Salarios. Cuba 2015. La Habana, 2016. Tabla 7.4.

[10] Oficina Nacional de Estadística. Población. Cuba 2015. La Habana, 2016. Tabla 3.4.

[11] Пятаков А.Н. Социальная сфера: преемственность и перемены / Куба: новый этап адаптации. ИЛА РАН, М., 2011. – с. 20-21.

[12] Lisandra Fariñas Acosta. Los retos de envejecer. – Granma. La Habana, 14.XI.2013. Número 317.

[13] Oficina Nacional de Estadística. Turismo. Cuba 2015. La Habana, 2016. Tabla 15.12.

[14] Oficina Nacional de Estadística. Construccion e Inversiones. Cuba 2015. La Habana, 2016. Tabla 12.4.

[15] Oficina Nacional de Estadística. Turismo. Cuba 2015. La Habana, 2016. Tabla 15.3.

[16] Ibidem.

[17] Oficina Nacional de Estadística. Empleo y Salarios. Cuba 2015. La Habana, 2016. Tabla 7.3.

[18]  Raúl Castro Ruz. Informe Central al VII Congreso del Partido Comunista Cuba. CubaDebate, 17.04.2016. – Available at: http://www.cubadebate.cu/noticias/2016/04/17/informe-central-al-vii-congreso-del-partido-comunista-cuba/#.WNellaChqkp (accessed 23.06.2017)

[19] Oficina Nacional de Estadística. Empleo y Salarios. Cuba 2015. La Habana, 2016.

[20] World Employment Social Outlook. International Labour Organization, 2015. Table 1.1., p. 19. – Available at:  http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/documents/publication/wcms_337069.pdf. (accessed 10.07.2017)

[21] Oficina Nacional de Estadística. Tecnologias de la Informacion. Cuba 2015. La Habana, 2016. Tabla 17.4.

[22] Cuba. Events of 2016. Human Right Watch. – Available at: https://www.hrw.org/world-report/2017/country-chapters/cuba (accessed 10.07.2017)

[23] Jose Marti. Maestros ambulantes. La América. Nueva York, 1884. Tomo 8. p. 290.

[24] The Constitution of the Republic of Cuba, 1976 (as Amended to 2002). Special Provisions. Constitution.Net. [Electronic resource]. – Available at:  http://www.constitutionnet.org/files/Cuba%20Constitution.pdf. (accessed 10.07.2017)

[25] Павлова Е.Б. Справедлива ли демократия? Анализ латиноамериканского опыта. – Латинская Америка, 2011, №3.

[26] Democratic debate at University of Texas in Austin. 2008. Video at: http://www.c-span.org/video/?204139-1/texas-democratic-presidential-candidates-debate

[27] José Luis Rodríguez.  La Conceptualización del Modelo: Análisis de sus características y perspectivas (I). CubaDebate, 28.10.2016. – Available at: http://www.cubadebate.cu/opinion/2016/10/28/la-conceptualizacion-del-modelo-analisis-de-sus-caracteristicas-y-perspectivas-i/#.WNgVPaChqko (accessed 11.07.2017)

[28] Oficina Nacional de Estadística. Sector Externo. Cuba 2015. La Habana, 2016. Tabla 8.4.

[29] Oficina Nacional de Estadística. Cuentas Nacionales. Cuba 2015. La Habana, 2016. Tabla 5.1.

[30] Ibid., Tabla 5.4.

[31] Trading Economics. – Available at: https://ru.tradingeconomics.com/cuba/indicators

[32] Full text: Raul Castro speech. BBC News. 2.12.2006. – Available at: http://news.bbc.co.uk/2/hi/americas/6202898.stm (accessed 11.07.2017)

[33] Yudy Castro Morales. Aprueban diputados Ley de Presupuesto del Estado para el 2016. Granma, 29.12.2015. – Available at: http://www.granma.cu/cuba/2015-12-29/aprueban-diputados-ley-de-presupuesto-del-estado-para-el-2016-29-12-2015-15-12-05 (accessed 11.07.2017)

[34] Ariel Terrero. Boteros de La Habana: Cuando el precio suena… CubaDebate. 28.02.2017. – Available at:  http://www.cubadebate.cu/opinion/2017/02/28/boteros-de-la-habana-cuando-el-precio-suena/#.WNlGWqChqko (accessed 11.07.2017)

[35] Gobierno de La Habana pone precios máximos a rutas de los “boteros”. CubaDebate.cu, 8.02.2017. – Availble at: http://www.cubadebate.cu/noticias/2017/02/08/gobierno-de-la-habana-pone-precios-maximos-a-las-rutas-de-los-boteros/#.WZnWQqt_ox8 (accessed 12.07.2017)

[36] El sistema bancario cubano en transformación: Mesa Redonda. Cubainformacion. 16.06.2016. – Available at: http://www.cubainformacion.tv/index.php/economia/69539-el-sistema-bancario-cubano-en-transformacion-mesa-redonda (accessed 12.07.2017)

[37] Margarita Barrios. Educación cubana experimentará cambios integrales a partir de septiembre. Juventud Rebelde. 12.01.2017. – Available at: http://www.juventudrebelde.cu/cuba/2017-01-12/educacion-cubana-experimentara-cambios-integrales-a-partir-de-septiembre/ (accessed 15.07.2017)

[38] Дабагян Э.С. Ипостаси Рауля Кастро. Латинская Америка, №6. М., 2016. – с. 29.





(c) 2018 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.