Кардинал Бранда Кастильони и тосканское искусство в Ломбардии

Аннотация


Кардинал Бранда Кастильони – один из наиболее ярких и влиятельных протагонистов европейской истории первой половины XV в. В настоящей работе впервые предложено комплексное осмысление его вклада в приобщение Ломбардии к культурным достижениям тосканского Кватроченто, охватывающее практически все ренессансные памятники Кастильоне-Олона. Они рассматриваются в свете общей просветительски-миссионерской политики Бранда и распространения тосканского художественного опыта на Север Италии. Высказано и аргументировано альтернативное имеющимся в литературе трактовкам мнение о причинах своеобразного художественного решения интерьера баптистерия в Кастильоне-Олона. Отказ от клейм и заход композиций с одной поверхности стены на смежную – осознанно использованные мастером приемы, позволившие избежать ощущения тесноты в небольшом интерьере, творчески и остроумно использовать архитектуру для передачи объема во фреске, достигнув эффекта взаимопроникновения реального и изображенного миров. Во фресковых циклах Колледжаты проанализированы наиболее интересные перспективные решения, связанные с использованием активных ракурсов, и предложена атрибуция этих сцен Веккьетте.

Не только Бранда Кастильони, но и работавшие по его заказу мастера – Мазолино да Паникале, Веккьетта и Паоло Скьяво – во многом опережали свое время. Благодаря их совместным усилиям искусственное, даже волевое, перенесение нового художественного опыта на, казалось бы, не приспособленную для этого почву стало на удивление удачным и привело к возникновению ярких и самобытных ансамблей.


Ключевые слова


Кватроченто; кардинал Бранда Кастильони; баптистерий в Кастильоне-Олона; Колледжата в Кастильоне-Олона; капелла Сан Мартино в палаццо Бранда; церковь Священного Тела Христова в Кастильоне-Олона; Мазолино да Паникале; Лоренцо ди Пьетро; Паоло Скьяво

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. – М.: Искусство, 1970. 300 с.

Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве. – М.: Искусство, 1979. – Т. 1 – 240 с.

Bernardini M. G. Il ciclo perduto in San Giovanni in Laterano: un problema ancora aperto // Il ‘400 a Roma. La rinascita delle arti da Donatello a Perugino / Catalogo della mostra; a cura di Bernardini M. G. e Bussagli M. – Milano: Skira, 2008. – Vol. 1.

Bertelli C. Masolino e il Vecchietta a Castiglione Olona // Paragone – 1987. – XXXVIII. – 451.

Bertelli C. Masolino. Gli affreschi del Battistero e della Collegiata a Castiglione Olona. – Milano: Skira, 1997. – 263 p.

Bondioli P. La ricognizione della salma del Cardinale Branda Castiglioni e la scoperta d’una biografia // Aevum. – 1935. – IX.

Borsook E. The mural painters of Tuscany. – New York: Oxford University Press, 1980. – 156 p.

Carol P. Early Renaissance Sculpture and Architecture at Castiglione Olona in Northern Italy and the patronage of a Humanist, Cardinal Branda Castiglione (Ph. D. Dissertation) – Ann Arbor–London: University of Texas at Austin, 1984. – 501 p.

Crowe J.A., Cavacaselle G.B. Geschichte der italienischen Malerei. – Leipzig: Verlag von S. Hirzel, 1869. – Bd. II. – 452 s.

D’Annunzio G. Faville del Maglio // Corriere della sera. – 3 marzo 1912.

Da Bisticci V. Cardinale di Piacenza // Da Bisticci V. Le vite / Ed. critica con introduzione e comment di Greco A. – Firenze: Sede dell’istituto Palazzo Strozzi, 1970. – Vol. 1.

De Marchi A. La cappella del cardinal affrescata da Lorenzo di Pietro, detto il Vecchietta // Lo specchio di Castiglione Olona. Il Palazzo del cardinal Branda e il suo contest / A cura di Bertoni A. e Cervini R. P. – Varese: Edizioni Arterigere, 2009.

Foffano T. La costrizione di Castiglione Olona in un opusculo inedito di Francesco Pizolpasso // Italia medioevale e umanistica. – 1960. – 3.

Gioseffi D. Domenico Veneziano. L’”esordio masacesco” e la tavola con i SS. Girolamo e Giovanni Battista della National Gallery di Londra // Emporium. – 1962. – 806. – 2.

Longhi R. Fatti di Masolino e Masaccio // Edizione delle opera complete di Roberto Longhi. – VIII. – “Fatti di Masolino e di Masaccio” e altri studi sul Quattrocento 1910–1967. – Firenze: Sansoni, 1975.

Martini A. Masolino a Castiglione Olona. – Milano: Fabbri, 1965. – 38 p.

Morassi A. Die Fresken des Masolino im Baptisterium von Castiglione Olona // Pantheon. – 1937. – 19.

Natali A. La chiesa di villa a Castiglione Olona e gli inizi del Vecchietta // Paragone. – 1984. – XXXV. – 407.

Pistrilli P. F. Patronato artistico al principio del Quattroceno: il ruolo dei cardinali nella rinascita della Roma Cristiana // Die Kardinäle des Mittelalters und der frühen Renaissance. – Firenze: Sismel, Edizioni del Galluzzo, 2013.

Ricardi F. Varese // La pittura in Lombardia. Il Quattrocento. – Milano: Electa, 1993.

Roettgen S. Wandmalerei der Frührenaissance in Italien. München: Hirmer Verlag GmbH, 1996. – Bd. 1. Anfänge und Entfaltung: 1400–1470. – 462 s.

Salmi M. Gli affreschi nella Collegiata di Castiglione Olona // Dedalo. – 1927. – 8.

Salmi M. Masaccio e Vincenzo Foppa // Commentari. – 1974. – Anno XXV. – Fascicolo I–II.

Toesca P. Masolino a Castiglione Olona. – Milano: Pizzi, 1946. – 11 p.

Van Os H.W. Vecchietta and the Sacristy of the Siena Hospital Church. A Study in Renaissance Religious Symbolism. –’s-Gravenhage: Staatsuitg, 1974 – 109 p.

Wakayama E. “Novita” di Masolino a Castiglione Olona // Arte lombarda. – 1971. – XVI.

Wakayama E. Il programma iconografico degli affreschi di Masolino a Castiglione Olona // Arte lombarda. – 1978. – 50.




Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2019 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.