Проекты Чарльза Бэрри и Томаса Эллома для Хайклер-касл: проблемы атрибуции и преемственность идей
Проекты Чарльза Бэрри и Томаса Эллома для Хайклер-касл: проблемы атрибуции и преемственность идей

Замок Хайклер неразрывно связан с именем Чарльза Бэрри, одного из самых известных архитекторов викторианского времени, автора проекта лондонского Парламента – знакового памятника английской неоготики. Чарльз Бэрри был нанят третьим графом Карнарвоном в качестве главного архитектора Хайклера в 1838 году, подготовил ряд проектов по перестройке георгианского усадебного дома и с 1844 по 1849 годы руководил строительством. Именно Чарльз Бэрри, при активнейшем участии лорда Карнарвона, спроектировал замок Хайклер таким, каким мы его видим сегодня; однако смерть лорда Карнарвона в 1849 году прервала процесс строительства, так как его сыну было на тот момент всего восемнадцать лет. Лишь в 1860-х годах строительство было возобновлено, и, так как Чарльз Бэрри к тому времени тоже умер, четвертый граф Карнарвон обратился к архитектору и иллюстратору Томасу Эллому, под началом которого было достроено западное крыло и завершены интерьеры.

Первый этап строительства Хайклера под руководством Чарльза Бэрри на данный момент довольно хорошо изучен. Наиболее подрообно он освещён в диссертации Ифтихара Ахмеда Хана «Чарльз Бэрри в Хайклере. Эссе в живописном стиле»[1], основой для которой послужили материалы из архивов Хайклера, в частности, предварительные проекты Бэрри и его переписка с третьим графом Карнарвоном[2]. Сохранившиеся материалы на данный момент тщательно систематизированы[3]; к сожалению, местонахождение финальных проектов Бэрри на данный момент неизвестно, но и по имеющимся материалам есть возможность проследить процесс становления окончательного проекта фасада. Второй этап строительства Хайклера изучен в значительно меньшей степени, чем первый. Между тем, именно Томас Эллом был автором ансамбля парадных помещений, наряду с фасадом определяющего «лицо» усадебного дома; в частности – знаменитого двусветного Салона.

Сохранившиеся материалы по второму этапу строительства Хайклера представляют собой ряд проектов, атрибутируемых разным архитекторам, помимо Эллома – в частности, Джорджу Гилберту Скотту и Бенджамину Ферри. Ситуацию усложняет, во-первых, отсутствие дат и, в ряде случаев, подписей, а во-вторых, распространённая в викторианское время практика, когда архитекторы не всегда выполняли все чертежи и рисунки собственноручно. Тем не менее, имеющиеся чертежи позволяют достоверно атрибутировать Эллому проекты Салона, дубовой лестницы и двойной библиотеки. Кроме того, сохранилось несколько неосуществлённых предварительных планов, подписанных именем Эллома, которые также представляют исследовательский интерес.

Томас Эллом может считаться настоящим примером викторианского self-mademan; сын кучера из Саффолка, он смог после периода ученичества у архитектора Фрэнсиса Гудвина поступить и окончить Королевскую Академию художеств, а в 1834 году стал одним из основателей Института британских архитекторов, который в 1837 году был утверждён хартией Вильгельма IV и стал именоваться Королевским. С 1834 по 1843 годы Эллом совместно с Генри Фрэнсисом Локвудом создал ряд неоклассических построек (в частности, здание благотворительного собрания Святой Троицы и больницу) в порту Халл, затем работал в Лондоне и Ливерпуле. Он создавал разноплановые постройки, от публичных библиотек (библиотека Уильяма Брауна в Ливерпуле) до садов и оранжерей (поместье Уимпол-холл, Кембриджшир), предпочитал работать в неоклассическом стиле, так же, как и многие его коллеги по Королевскому институту, в частности – Децимус Бёртон; лишь некоторые из построек Эллома, главным образом церкви, выдержаны в стиле неоготики. При этом и в 1850‑1860‑е годы, когда неоклассицизм стремительно выходил из моды, вытесняемый второй волной неоготики, Эллом продолжал работать в классической манере, отсылающей к георгианским постройкам Джона Нэша. Однако нельзя сказать, что его архитектурная карьера сложилась удачно: его самостоятельный проект впервые выиграл конкурс только в 1846 году, а один из самых значимых его проектов – библиотеку Уильяма Брауна в Ливерпуле – строил в итоге местный подрядчик, и самого Эллома даже не пригласили на её торжественное открытие[4].

Эллом работал и как иллюстратор, выпустив альбомы иллюстраций по мотивам его путешествий на восток – «Константинополь и пейзажи Семи церквей Малой Азии» (1838) и «Китай в иллюстрациях» (1845), и создав иллюстрации к ряду других книг; в их числе – многочисленные альбомы с видами Англии и иллюстрированные справочники для путешественников. «Он был настолько же художником, насколько и архитектором… Он много лет выставлялся в Королевской академии художеств, где его чарующий карандаш неизменно завоёвывал почётное место», - писали в его некрологе в архитектурном журнале «The Builder» в 1872 году[5].

Томас Эллом плодотворно работал вместе с Чарльзом Бэрри, уже начиная с 1830-х годов; Диана Брукс указывает в биографическом каталоге к выставке работ Эллома в галерее Хайнца (RIBA), что именно Томас Эллом выполнил по заказу Бэрри акварели с изображением Парламента, отправленные затем императору Николаю I[6]. Эллом также ассистировал Чарльзу Бэрри в конце 1840-х годов при строительстве Хайклера[7], но в архивах не сохранилось рисунков, которые можно было бы с точностью атрибутировать именно ему. Тем не менее, среди сохранившихся предварительных проектов есть рисунок, выполненный пером в свободной манере, очень схожей с позднейшими чертежами Эллома и с его рисунками для «Иллюстрированного Китая». Этот рисунок можно отнести к периоду между 1842 и 1844 годами, когда лорд Карнарвон и Бэрри пытались прийти к единому мнению касательно башни – внешний вид поместья на этом рисунке уже предельно близок к финальному проекту, за исключением прямоугольных центральных окон башни, которые позднее были заменены на арочные. Однако со стопроцентной вероятностью утверждать об авторстве Эллома нельзя, так как в счетах лорда Карнарвона за 1842-44 годы имя Томаса Эллома не упоминается; впрочем, это и не исключает версию об авторстве Томаса Эллома совсем, так как лорд Карнарвон выплачивал общие суммы, выставленные Чарльзом Бэрри, а не каждый рисунок, каждый чертёж и каждый вид работы отдельно.

Рис.1. Хайклер-касл, южный фасад; не атрибутирован. «Highlere architectural plans», том 2, фотокопия; оригинал находится в архивах поместья Хайклер (Разрешение на копирование архивных материалов предоставлено сэром Джорджем Гербертом, восьмым графом Карнарвоном, в апреле 2018 года.)
Рис.2. Хайклер-касл, южный фасад. Современный вид. Фото автора

В 1855 году Чарльз Бэрри несколько раз писал четвёртому графу Карнарвону по поводу системы водоснабжения в Хайклере; 19 декабря 1855 года лорд Карнарвон оплатил выставленный Бэрри чек[8]. Решение продолжить строительство, по всей видимости, созрело у молодого графа ещё раньше – в 1854 году он составил список, где перечислил планы Чарльза Бэрри, оставшиеся у него в старой папке и на данный момент сохранившиеся лишь частично[9]. Однако до 1860-х годов нет никакой информации о том, что молодой лорд Карнарвон заказывал кому-либо новые проекты. В 1860-м году Чарльз Бэрри умер, и, скорее всего, именно по его рекомендации лорд Карнарвон выбрал в качестве нового архитектора именно Томаса Эллома, у которого, ко всему прочему, уже был опыт работы в Хайклере.

Так как местонахождение финальных проектов Бэрри на данный момент неизвестно, сложно судить о том, насколько Эллом изменил внутреннюю структуру помещений; однако к уже имеющимся наработкам Бэрри он отнёсся максимально бережно. Об этом можно заключить по гипсовой лепнине гостевых спален, которая была выполнена в точности так, как её задумывал Бэрри – сохранился его план на прозрачной бумаге, с прорисованными потолками и вариантами лепных гирек на полях. Тем не менее, решение, предложенное Элломом для Салона, явно свидетельствует о том, что с 1840‑х годов неоготика как стиль прошла определённую эволюцию. Стали доступны новые материалы – листовое стекло и сталь, а творчество Джозефа Пэкстона изменило представление об их художественных возможностях. Если ещё в 1850-е годы стеклометаллические перекрытия в усадебных домах были ещё определённого рода диковинкой, то к 1860-м годам они уже получили достаточно большое распространение.

Рис.3. Двери Хайклер-касл (проекты); не атрибутированы. «Highlere architectural plans», том 2; фотокопия с оригинальных проектов; оригиналы находятся в архивах поместья Хайклер
Рис.4. Томас Эллом. Предварительный проект Салона и Дубовой лестницы (северная сторона). 1860-е гг. «Highlere architectural plans», том 2; фотокопия; оригинал находится в архивах поместья Хайклер
Рис.5. Томас Эллом. Большой зал («Салон») замка Хайклер, 1860-е гг. Фото из интернета (URL: https://i0.wp.com/britmovietours.com/wp-content/uploads/Saloon.jpg?ssl=1)
Рис.6. Томас Эллом. Дубовая лестница замка Хайклер, 1860-е гг. Фото из интернета (URL: https://i.pinimg.com/originals/56/e1/55/56e155287c8a0cdf02cdfc81a85aaa41.jpg)

Неизвестно, каким был Салон в окончательном проекте Бэрри, но на планах 1842 года предполагалось сделать Салон одноэтажным, после того, как идея Бэрри сделать Салон в три этажа с куполом и смотровой башней над ним оказалась невыполнимой в инженерном плане. Эллом предложил несколько предварительных проектов Салона, выполненных в его любимой графической технике – карандашом, акварелью и пером. Салон на его проектах двусветный, но с высокими стрельчатыми перекрытиями, в которые органично вписывается стеклометаллическая конструкция. Стальной каркас скрыт за сводами из батского камня[10], которые, в свою очередь, имитируют даже не каменные своды церквей, а деревянные – позднесредневековых залов, как бы напоминая о том, что вплоть до перестройки Бэрри в георгианском Хайклер-хаус всё ещё сохранялся старый Большой зал[11]. Расположенный в центре композиции и со всех сторон окружённый помещениями, Салон трактован как внутренний двор, обнесённый двойной аркадой, однако вытянутая форма помещения, стрельчатые перекрытия и готическая декорация создают впечатление не ренессансного патио, а средневекового клуатра. В предварительных проектах Томас Эллом действительно хотел сделать двойную аркаду на всех ярусах, но в итоге отказался от этой идеи, оставив её только с западной стороны, там, где к Салону примыкает Дубовая лестница с центральной башней над ней. Тем не менее, мотив аркады на нижнем ярусе подхватывается дверными проёмами, повторяющими форму широкой стрельчатой арки и придающими помещению цельность. Вертикальные тяги, переходящие в ложные балки, доминируют над горизонталью фриза, украшенного геральдическими щитами Карнарвонов на фоне скрещенных копий и шпаг. Каменная резьба изобилует стандартными, часто используемыми в викторианской неоготике декоративными элементами; финальный облик помещения выглядит более гармоничным, чем предварительные проекты – в частности, Эллом в итоге отказался от использования мотива пинаклей, которые гораздо уместнее смотрятся на фасаде, чем в интерьере.

В архивах Хайклера сохранились рисунки дверей, атрибутировать которые крайне затруднительно, так как на них нет ни фамилий, ни дат; они не осуществлены, но декоративные элементы на этих рисунках, тем не менее, очень сильно перекликаются с декорацией Дубовой лестницы и Салона. Так, основой композиции Салона стали формы перпендикулярной готики – широкая стрельчатая арка и чёткая орнаментальная сетка; повторяющимся лейтмотивом деревянной отделки Салона и Дубовой лестницы стал узор в виде «льняных складок» (linenfold wood paneling), популярный в тюдоровскую эпоху. Декорация дверей, изображённых на этих рисунках, отличается большей плотностью и дробностью по сравнению с финальным вариантом дверей, на котором остановился Эллом – такое количество мелких декоративных элементов более характерно для ранней неоготики, чем для неоготики Высокого викторианского времени, когда элементы укрупняются, пропорции облагораживаются и начинает более активно использоваться цвет. Кроме того, техника, в которой выполнены эти рисунки, существенно отличается от привычной техники Эллома, который в своих набросках и даже в чертежах активно использовал акварель; гораздо больше эти рисунки схожи с уже упомянутым планом гостевых спален за авторством Чарльза Бэрри. Это позволяет предположить, что рисунки дверей, возможно, также сохранились ещё от Бэрри, и Эллом в своих проектах опирался на них, творчески преобразовав предложенные Бэрри декоративные элементы.

Рис.7. Томас Эллом. Варианты оформления гостиной замка Хайклер. 1860-е гг. «Highlere architectural plans», том 2; фотокопия; оригинал находится в архивах поместья Хайклер
Рис.8. Томас Эллом. Двойная библиотека замка Хайклер. 1860-е гг. Фото из интернета (URL: http://1.bp.blogspot.com/-wsCoBYZ5cUE/TyBlMrwKi9I/AAAAAAAABSE/DDIwBOCP-9E/s1600/Highclere+Castle+7+Town+%2526+Country.jpg)

Ещё одно помещение Хайклера, которые можно с точностью приписать Эллому – двойная библиотека– уже не имеет ничего общего с неоготическим Салоном и тюдоровской Дубовой лестницей. Леди Фиона Карнарвон отмечает, что Томас Эллом и при создании этого помещения также опирался на чертежи Бэрри, для которого, в свою очередь, опорой послужил его же проект интерьеров лондонского Клуба реформ[12]. Однако сохранившиеся предварительные проекты свидетельствуют, что назначение комнаты несколько раз менялось – будущую двойную библиотеку предполагалось сделать гостиной. Уже изначально её проектировали в неоклассическом стиле – на одном из проектов помещения разделяет полноценная триумфальная арка, фланкируемая скульптурами. Финальный вариант двойной библиотеки действительно максимально приближен к интерьерам Клуба реформ, датируемым 1837-1840 годами – определённый оммаж и Чарльзу Бэрри, и всей архитектуре 1830‑х годов, к которой Эллом относился с большим уважением. При этом коммуникации, проложенные в этой комнате и во всём поместье, создаются с использованием последних технических новшеств викторианской эпохи и, что называется, на века – системами отопления, проложенными при Элломе, семья Карнарвонов пользуется до сих пор.

Ситуация с остальными помещениями оказывается ещё более запутанной. Авторство неоготического фойе приписывалось Джорджу Гилберту Скотту, но документально это не подтверждается; остальные сохранившиеся помещения были перестроены вновь на рубеже XIX‑XX веков по инициативе леди Альмины, супруги пятого граф Карнарвона[13]. Единственная из перестроенных комнат, облик которой мы можем примерно воссоздать, опираясь на имеющие чертежи Эллома – это Музыкальная комната, небольшое угловое помещение, которое также изначально должно было выполнять библиотечную функцию. Вопрос об авторстве ряда помещений Хайклер-касл нуждается в дальнейшей разработке, в дальнейшем поиске, систематизации и атрибуции архивных материалов, которые позволили бы нам составить более точное представление о том, как проходил второй этап строительства этого поместья.

Так или иначе, уже имеющиеся сведения о работе Томаса Эллома в Хайклере позволяют нам взглянуть на его творчество с новой стороны. Более известный благодаря своим иллюстрациям и постройкам в неоклассическом стиле, в Хайклере он предстаёт перед нами как разноплановый мастер, способный работать в самых разных стилях, творчески преобразующий достижения своего предшественника и создающий на их основе действительно оригинальные проекты с использованием последних научных достижений своей эпохи.



[1] Ahmed Khan I. Sir Charles Barry at Highclere Castle: An essay in the picturesque. Architectural Association School of Architecture, 1989.

[2] Архивные материалы были лично изучены автором в ходе поездки по Англии в апреле 2018 года. Разрешение на использование материалов в учебных целях получено. Автор благодарит Дэвида Раймилла, архивиста замка Хайклер и национальных архивов Хэмпшира, за неоценимую помощь в подготовке статьи.

[3] Rymill, D. Sir Charles Barry and Highclere: Papers in Highclere castle archives and Hampshire Record Office. Unpublished, 2018.

[4] Worsley, D. Master builder: Thomas Allom // The Telegraph. URL: https://www.telegraph.co.uk/finance/property/3302911/Master-builder-Thomas-Allom.html (дата обращения: 06.08.08)

[5] Radford E. Dictionary of National Biography, Vol I, Abbadie-Anne. Ed. Leslie Stephen. New York: Macmillan, 1885.

[6] Brookes D. Thomas Allom (1804-1872). British Architectural Library, 1998.

[7] Carnarvon F. Highclere Castle: The Home of the 8th Earl&Countess of Carnarvon. Highclere Enterprises LLP, 2013.

[8] Letters to 4th Earl, mainly from MT Hodding, 1854-1861 //  Highclere Castle Archives. BOX 4 No. 15 HMC 170.

[9] List of Sir Charles Barry’s plans and designs in old Portfolio, dated 24 Apr 1854 // Highclere Castle Archives. BOX 4A B15.

[10] Dickson, E. Historic Houses: The Splendors of Highclere Castle // Architectural Digest. URL: https://www.architecturaldigest.com/story/highclere-castle-downton-abbey-article (дата обращения: 05.08.2018)

[11] Carnarvon F. Highclere Castle: The Home of the 8th Earl&Countess of Carnarvon. Highclere Enterprises LLP, 2013.

[12] Ibidem.

[13] Ibidem.





(c) 2019 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.