Пессинунт: проблемы изучения античного наследия.
Пессинунт: проблемы изучения античного наследия

Пессинунт сейчас – это пустынное место в центральной Турции, находящееся недалеко от Анкары в долине Баллыхизар с расположенной близ одноименной деревней. Упомянутый во многих античных источниках и сыгравший значительную роль в политической истории Средиземноморья, Пессинунт, тем не менее, остается недостаточно освещенным в научной литературе и известным лишь узкому кругу специалистов-антиковедов. Бельгийские археологи из Гентского Университета, работающие здесь с 1967 года и, наряду с составлением отчетов о работе научной экспедиции, публикуют статьи, посвященные находкам и реконструкции архитектурного облика Пессинунта [1] . На основании немногих публикаций и собственных впечатлений удалось составить следующее представление об этом некогда важном поселении.

Наиболее ранние археологические находки на территории Пессинунта относят к периоду древнехеттского царства (ко времени ок. 1600 г. до н.э.); сохранились также очень немногочисленные артефакты до-эллинистического времени, датируемые VI-IV вв. до н.э. Основание на этом месте города относят к VIII в. до н.э. и, согласно источникам [2] , связывают с именем легендарного Мидаса, сына Гордия. Однако, фригйиский период Пессинунта и по сей день остается самым «темным» в его истории в силу недостаточности соответствующих археологических находок. Лучше всего и в источниках и археологически освещен эллинистический и особенно римский этап. По свидетельству Страбона (12.5.3), пергамскими Атталидами, контролировавшими Пссинунт с III в. до н. э. и стремившимися укрепить свое влияние в этой области, здесь было основано святилище анатолийской Богини Матери (Кибелы). Безусловно, культ фригийской MaterMagna отправлялся здесь задолго до Атталидов, и свидетельство Страбона следует понимать, как возведение особенно импозантных сакральных сооружений (дословно «теменоса»), каких не знала фригийская традиция - своего рода монументализацию культа. Пессинунт стал важнейшим в Анатолии религиозным центром, которым управляли жрецы-евнухи – Галлы (Galloi), находившиеся в тесном контакте с патронами святилища – Атталидами. Управляемый «жреческой олигархией» Пессинунт, судя по всему, имел совершенно особенный, суверенный статус. Комплекс был большим и важным центром паломничества, поскольку обладал особой реликвией – камнем из метеоритного железа. В III в. до н.э. этот священный камень Богини Матери был перенесен в Рим и установлен в храме на Палатинском холме. Именно отсюда, из Пессинунта, культ Кибелы распространился на римские земли (еще до того, в V в. до н. э. он проник в Грецию). По свидетельству Тита Ливия (10.4 – 11.18) Атталиды в этом случае выступили в роли посредников: Аттал 1 Сотер (241-197) лично сопровождал римских послов, прибывших за камнем, в галатский город.

Судьба святилища кардинальным образом изменилась с установлением римского господства. В 25 году до н.э. император Август повелел создать провинцию Галатия, в которую вошел и Пессинунт. Это отразилось на развитии центра, теперь утратившего не только свое специфически культовое, но также и автономное значение. Вместо власти жрецов было установлено управление по греческому полисному типу. Эти факторы оказали прямое и косвенное влияние на возникновение на этом месте уникального комплекса римского времени.

При подходе к археологической зоне – так называемой «зоне храмов» (сектора В и Н) – вас встречает одинокая табличка с планом и скупыми надписями «храм», «агора». Даже при наличии плана идентифицировать остатки храмового комплекса и восстановить хотя бы примерно его архитектурные формы сложно.


Ил.1.План археологической зоны Пессинунта (Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 111-139).

Прежде всего, удивляет облик храма. Построенный в 14 – 37 гг. н.э. (строительство началось сразу после смерти Августа при его преемнике Тиберии) римский храм, вернее, его сохранившийся фундамент, циклопическими размерами огромных, не очень хорошо обработанных блоков навевает мысли о более древней местной строительной традиции. Возникает соблазн предположить, что эти субструкции когда-то входили в состав более ранних культовых построек до-римского периода, связанных с храмом Кибелы [3] . Однако доподлинно место поклонения Богине Матери – вожделенная цель археологов еще с XIX века – до сих пор не известно. Существуют проблемы, препятствующие проведению полномасштабных раскопок: полагают, что некоторые важные постройки могут располагаться под жилыми домами современной деревни, а также под действующей дорогой.


Ил.2. Храм в Пессинунте
(фото А. Меденниковой. 2014 г.)

Стоит также заметить, что границы этого города-святилища – Пессинунта – до сих пор не определены. Точно можно говорить лишь об огромных размерах его территории, включавшей в себя, как полагают, несколько современных деревень [4] .

Возвращаясь к главному храму, отметим, что он был построен вскоре после формирования провинции Галатия и, судя по всему, освящен в честь культа императора, то есть являлся так называемым Себастейоном [5] . Полагают, что его строительство стало политическим актом пропаганды имперской идеи централизованной власти, проявившей себя и в других центрах провинции [6] , и было вызвано стремлением оттеснить древний и потому очень устойчивый культ Кибелы. Храм коринфского ордера, построенный по типу греческого периптера [7] , возведенный на высокий подиум, входил в состав комплекса, почти не имеющего аналогов на территории Малой Азии [8] . Вместе с тем, он обнаруживает явное сходство с италийскими святилищами, вписывающимися в типологию «храм-театр».

Храм расположен на одной оси с театром и построенным за ним в более позднее время булевтерием (примыкающая «агора» выровнена по левому краю относительно подиума храма, общая и ее внутренняя оси не совпадают). Театр более чем необычен. Он совмещен с лестницей, ведущей к храму, причем зрительские места не объединены со ступенями, а имеют другую ритмику.


Ил.3. Театр, совмещенный с лестницей
(фото А. Меденниковой. 2014 г.)

Есть предположения, что театр, во всяком случае на определенном этапе, был местом проведения гладиаторских боев, связанных с императорским культом: места начинались на значительном от земли уровне, и в облицовке были предусмотрены мраморные барьеры, предохраняющие зрителей от ранений. Само положение театра в структуре святилища, его камерные размеры, говорят в пользу его узко-сакральной функции, ритуального назначения. Так или иначе, одной реконструкции на основе археологических источников недостаточно, чтобы получить исчерпывающее представление об этом ансамбле.


Ил.4. На ступенях театра
(фото А. Меденниковой. 2014 г.)

Отметим, что в самом городском комплексе совершенно особую роль играла протекавшая здесь река Галлос, теперь практически пересохшая, возможно также задействованная в ритуалах. В имперское время ее берега были облицованы мраморными плитами, а набережную оформляли колонные портики проходящих рядом улиц. Подобное решение можно встретить в комплексе Герасы в Иордании. Святилище Пессинунта в целом требует поиска аналогий и сопоставлений с аналогичными ансамблями, созданными в других частях империи.


Ил.5. Пересохшее русло реки Галлос
(фото А. Меденниковой. 2014 г.).

Многие вопросы, связанные со святилищем остаются пока без ответов. Это и фригийский период истории города, и определение границ и территории святилища в разные периоды, и местонахождение и облик самого храма Кибелы, и реконструкция ансамбля времен Юлиев-Клавдиев, а главное – точное определение датировки, значения и функций археологических остатков, которые ежегодно открываются археологами. Необходимо провести аналогии всего комплекса с предполагаемым архитектурным источником – позднереспубликанскими храмами на территории Италии, а также с современными ему памятниками на территории римского Востока, вписать архитектурный ансамбль римского времени в контекст современного ему искусства.



[1] Devreker, J./ F. Vermeulen 1995, Archaeological Work at Pessinus in 1993, Anatolia Antiqua 3, 113-124.

Devreker J./ F. Vermeulen 1996a, The Eighth Excavation Campain in Pessinus, Anatolia Antiqua 4, 81-96.

[2] Diod. Sicul. 3.59.8; Strabo 12.5.3

[3] Отметим, что некоторые ученые (Pensabene), несмотря на контраргументы, идентифицируют весь комплекс как святилище Mater Magna. Пенсабене, принимая дату времени Тиберия, считает, что постройки 1 в. н.э. были частью римской реконструкции старого святилища. Это мнение, однако, не поддерживается археологами из Гента. Подробнее об этом см.: Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 127.

[4] Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 111-139.

[5] К такому заключению привели эпиграфические данные – надписи храма в Анкаре о снабжении Пессинунта в 31-32 гг. н.э., кроме других даров, десятью парами гладиаторов. Поскольку гладиаторские бои считаются на римском Востоке тесно связанными с императорским культом, ученые выдвинули предположение о возможном посвящении храма культу императора. См.: Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 128.

[6] В это время Себастейон был также возведен в городе Анкира, современной Анкаре.

[7] Изначально портик был очень глубоким, относился к размерам целлы почти как 1:2, но потом был уменьшен и стал соотноситься с целлой как 1:3. Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 111-139.

[8] Единственный другой известный комплекс, который можно отнести к типологии храм-театр на территории Малой Азии – это августовский Себастейон в Стратоникее (Кария). Но там комплекс не является единовременным: небольшой ионического ордера храмик был построен на одной оси с более ранним эллинистическим театром. Маленький храм стоял над театроном, намного превосходившем его масштабно. Verlinde, A. Monumental architecture in Hellenistic and Julio-Claudian Pessinus, Babesch 85 (2010): 129.



Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2015 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.