Отчет о круглом столе «1620: у истоков «пуританского эксперимента» в Новой Англии»
Отчет о круглом столе «1620: у истоков «пуританского эксперимента» в Новой Англии»

8 декабря 2020 года кафедра новой и новейшей истории Исторического факультета МГУ провела круглый стол «1620: у истоков «пуританского эксперимента» в Новой Англии». 400 лет назад – в 1620 году – пуритане-сепаратисты (пилигримы) основали Новый Плимут, первую пуританскую колонию в Новой Англии. Представления о героических первопроходцах-пилигримах, Мэйфлауэрское соглашение, первый День Благодарения прочно вошли в американскую культуру и стали ключевым элементом мифологизации истории страны. Однако анализ источников достаточно ясно показывает, что с реальностью этот популярный образ имеет мало общего. В ходе круглого стола специалисты по американской и британской истории XVII-XVIII вв. обсудили специфику развития колоний Новой Англии в Северной Америке, историю новоанглийского пуританизма, миссионерскую деятельность среди индейцев, главные особенности политического и социально-экономического развития региона в XVII-XVIII вв. Организатором и модератором Круглого стола выступила доцент кафедры новой и новейшей истории, к.и.н. Ирина Юрьевна Хрулёва. Она же открыла работу круглого стола, представив свои соображения относительно региональной идентичности Новой Англии в докладе «Новая Англия 1620: история и память».

Нина Эдуардовна Адамова, к.и.н., доцент теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ в докладе «Город на холме» Джона Уинтропа: от метафоры к мифу» рассмотрела проповедь губернатора колонии Массачусетс Джона Уинтропа «Образец христианского милосердия» (1630), написанную в начале пуританской эмиграции из Англии. Эта проповедь оказала мало влияния на современников и была впервые опубликована лишь два века спустя. Однако во второй половине ХХ в. она внезапно совершила головокружительную карьеру, став одним из ключевых текстов американского национального самосознания. На основе семиотического анализа текста проповеди и метафоры «город на холме» в сопоставлении с синхронными документами (памфлетами, проповедями, корреспонденцией) были раскрыты смыслы этого документа – аргумента в пуританской полемике об оправданности эмиграции за океан во время религиозного кризиса, а также назидания в помощи ближнему в условиях переселения. На основе историографических дискуссий ХХ века Н.Э.Адамова продемонстрировала динамику трансформации значения «город на холме» из метафоры в национальный миф, связанную как с ошибками интерпретации пуританского дискурса, так и с влиянием политических факторов Холодной войны.

Глеб Владимирович Александров, к.и.н., старший научный сотрудник Международного центра антропологии Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» в докладе "Язык индейцев и политика англичан: "учебники" Роджера Уильямса и Джона Элиота" рассмотрел политическое и идеологическое содержание двух учебников индейских языков, написанных в колониях Новой Англии в XVII веке – “Ключ к языку Америки” Роджера Уильямса и ”Начала индейской грамматики” Джона Элиота. Оба этих труда стали инструментом выражения позиции авторов по насущным политическим вопросам – в первую очередь, о взаимоотношениях духовной и светской власти. Кроме того, в обеих книгах предлагались, пусть и неявно, определенные модели выстраивания отношений колонистов и коренного населения колоний. В докладе было проанализировано место обоих этих сочинений в идейной жизни колоний и метрополии, а также специфика предлагаемых ими методов построения отношений с индейцами.

Павел Юрьевич Князев, м.н.с. кафедры новой и новейшей истории Исторического факультета МГУ выступил с докладом «От пуритан - к диссентерам? Политические дискуссии по вопросу религиозной терпимости в Англии начала XVIII века». После принятия «Акта о веротерпимости» 1689 года в Англии не прекратились споры по религиозному вопросу. На рубеже XVII-XVIII вв. оживленные дискуссии велись вокруг статуса диссентеров - протестантов, не принадлежавших к Церкви Англии, которые после принятия акта по-прежнему не имели возможности занимать государственные должности. Для того, чтобы обойти запрет, они прибегали к практике «временного единоверия» (occasional conformity) - раз в год принимая англиканские таинства, диссентер мог получить должность, продолжая при этом продолжив посещать собственную религиозную общину. В докладе были рассмотрены аргументы защитников и критиков этой практики. На примере работ публициста и политика Чарльза Дэвенанта (1656-1714) П.Ю.Князев показал, как формировался образ диссентера в английской публицистике, какие аргументы приводили сторонники религиозной терпимости в тот период.

Ольга Анатольевна Мохова, аспирантка кафедры новой и новейшей истории Исторического факультета МГУ выступила с докладом «Миссионерская деятельность Дэвида Брейнерда в Новой Англии». Дэвид Брейнерд - одна из самых известных американских религиозных фигур XVIII века. Именно во время проповедования среди индейцев могикан в Каунамике, Массачусетс, закладывались основные принципы и подходы, которых Д. Брейнерд придерживался в своей дальнейшей миссионерской деятельности.

Владимир Павлов, студент 4 курса бакалавриата отделения «История международных отношений» Исторического факультета МГУ подготовил доклад, в котором рассмотрел переписку Коттона Мезера, духовного лидера новоанглийских пуритан начала XVIII века, и основателя немецкого пиетизма Августа Германа Франке. Контакты пуритан Новой Англии и немецких пиетистов стали возможным благодаря действиям придворного пастора принца-консорта Георга Датского Антона Вильгельма Бёма. Став членом общества по распространению христианского знания, основанного в 1698 году, Бём перевел на английский язык многие труды пиетистов, в том числе и работы Августа Франке. С одним из его трудов, “Pietas Hallensis”, ознакомился Коттон Мезер и нашел идеи Франке приемлемыми для пуритан, несмотря на то, что пуритане традиционно относились с недоверием к протестантским церквям Европы. Переписка Коттона и Франке содержала проект создания экуменического объединения всех протестантских деноминаций.





(c) 2021 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.