Городская резиденция в Ландсхуте. Итальянская стилевая мода и германские политические реалии

Аннотация


Городская резиденция в Ландсхуте, основанная герцогом Людвигом Х Виттельсбахом в 1530-е гг., является одним из наиболее ранних в заальпийской Европе дворцовых комплексов, построенных сообразно итальянской ренессансной моде. В облике ее «итальянского здания» сказалось и прямое влияние его непосредственного архитектурного прототипа – ансамбля Палаццо Те в Мантуе, построенного Джулио Романо, и в целом тех принципов монументальной декорации, которые складываются в Италии в период высокого Возрождения и раннего маньеризма. С точки зрения программы, однако, его декоративный репертуар охватывает темы и сюжеты, характерные не только для убранства дворцов и вилл первой трети XVI века, имевших репрезентативные функции (мифологические сюжеты, не лишенные аллюзий на биографию владельца, гороскопы), но и для более ранних памятников. Таковой является восходящая к Петрарке тема uomini famosi в росписях салона дворца, так называемого «итальянского зала». При этом соседство доблестных мужей прошлого и аллегории Славы с двенадцатью подвигами Геракла, изображенных на стенах зала, вряд ли может объясняться одной лишь гуманистической риторикой в духе Петрарки. Возможно, в основе программы этого интерьера лежит пролог к «Югуртинской войне» Саллюстия, девиз из которой также помещен в «итальянском зале». Латинская цитата напоминает о конфликте между тремя сыновьями герцога Альбрехта IV Виттельсбаха, благополучное разрешение которого позволило сохранить относительную целостность Баварского герцогства. В прологе же содержатся размышления о человеческой доблести и славе, о разнообразии возможностей человеческого духа, олицетворением которых могут служить знаменитые мужи древности, а также о выборе им достойного пути – мотив, который традиционно связан с образом Геракла.


Ключевые слова


городская резиденция в Ландсхуте; искусство Германии; немецкое Возрождение; архитектура маньеризма; княжеская резиденция эпохи Возрождения; подвиги Геракла; uomini famosi

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М.: Искусство, 1970.

Записки Юлия Цезаря. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения / Пер. с лат., статья и комментарии В.О. Горенштейна. М.: Ладомир, 1999.

Егоров А.С. Архитектура Германии эпохи Возрождения // Искусство XVI века / Под. ред. М.И. Свидерской (в печати)

Argan G. C. Storia dell’arte come storia della città. Roma: Ed. Riuniti, 1983.

Bulst W. Der Italienische Saal der Landshuter Stadtresidenz und sein Darstellungsprogramm // Münchner Jahrbuch der bildenden Kunst. 1975. Vol. 26. S. 123-176.

Caretta P. Scuderie dipinte: dai Gonzaga ai Rospigliosi, ritratti di "equini illustri" // Dal cavallo alle scuderie: visioni iconografiche e rilevamenti architettonici / a cura di M. Fratarcangeli. Roma: Campisano, 2014. P. 55-64.

Cieri Via C. L’ arte delle metamorfosi: decorazioni mitologiche nel Cinquecento. Roma: Lithos, 2003.

Die Landshuter Stadtresidenz. Architektur und Ausstattung / Hrsg. von I. Lauterbach, K. Endemann, C.L. Frommel. München: Zentralinst. für Kunstgeschichte, 1998.

Ebermeier W. Antike in Landshut: antike Mythologie und Geschichte in der Bilderwelt der Landshuter Stadtresidenz. Landshut: Stadtarchiv Landshut, 2010.

Ebermeier W. Herzog Ludwigs Stadtresidenz: der erste Renaissance-Palast nördlich der Alpen // Weitberühmt und vornehm. Landshut 1204 – 2004. Beiträge zu 800 Jahren Stadtgeschichte. Landshut: Arcos-Verlag, 2004. S. 223-232.

Gombrich E.H. The Sala dei Venti in the Palazzo del Te // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1950. Vol. 13. P. 189-201.

Großmann G.U. Die Einführung von Architekturformen der frühen Renaissance in Mitteleuropa // Wege zur Renaissance. Beobachtungen zu den Anfängen neuzeitlicher Kunstauffassung im Rheinland und in den Nachbargebieten um 1500 / hrsg. von N. Nußbaum, C. Euskirchen. Köln: SH-Verlag, 2003. S. 167-185.

Günther H. Was ist Renaissance? Eine Charakteristik der Architektur zu Beginn der Neuzeit. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2009.

Hartt F. Gonzaga symbols in the Palazzo del Te // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1950, Vol. 13. P. 151-188.

Hitchcock H.R. German Renaissance architecture. Princeton: Princeton Univ. Press, 1981

Jovanović N. Tipografske i tekstološke posebnosti Maruličeva Dijaloga o Herkulu // Colloquia Maruliana. 2004. Vol. 13. Str. 67-86.

Maurer M. F. A love that burns: eroticism, torment and identity at the Palazzo Te // Renaissance Studies. 2015. Vol. 30 No. 3. Р. 370-388.

Maurer M. F. Gender, Space and Experience at the Renaissance Court. Performance and Practice at the Palazzo Te. Amsterdam Univ. Press, 2019.

Schmitt A. Der Einfluß des Humanismus auf die Bildprogramme fürstlicher Residenzen // Höfischer Humanismus / Hrsg. von A. Buck. Weinheim, 1989. S. 215-257.

Šimić K. Još jednom o alegoriji u Marulićevu Dijalogu o Herkulu // FLUMINENSIA. 2019. God. 31, br. 2. Str. 323-352.

Tafuri M. L’ architettura dell’umanesimo. Bari: Laterza, 1969.






(c) 2022 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.