Герой труда: политическая трансформация образа Геркулеса в нидерландской гравюре XVI века

Аннотация


В настоящей статье представлен анализ гравюры «Геркулес на распутье» Яна Вирикса, выполненной по рисунку Криспина ван ден Брока в Антверпене второй половины XVI века. Гравюра основана на классическом сюжете из «Воспоминаний о Сократе» Ксенофонта, где молодой Геракл совершает выбор жизненного пути между Добродетелью и Удовольствием. Однако у нидерландского мастера сюжет претерпевает трансформацию – место Добродетели занимает Труд, сама же Добродетель внезапно оказывается в объятиях Фортуны. Автор статьи предпринимает попытку объяснения этого смещения значений через обращение к обстоятельствам общественно-политической и духовной жизни Нидерландов рассматриваемого периода.


Ключевые слова


Антверпен; гравюра; этика труда; раннее Новое Время; Геркулес; рецепция Античности; иконография; аллегория

Полный текст:

HTML PDF

Литература


Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. М., 1990.

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.

Ла Боэси. Э. Рассуждение о добровольном рабстве. М., 1952.

Петрарка Ф. Сочинения философские и полемические. М., 1998.

Покок. Д.Г.А. Момент Макиавелли. Политическая мысль Флоренции и атлантическая республиканская традиция. М., 2020.

Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974.

Bleyerveld Y. Van de tiran verlost: Het boekje Tyrannorum praemia. Den loon der tyrannen van Willem van Haecht (1578) // Netherlands Yearbook for History of Art. Vol. 52, 2001.

Buchan B. Changing Contours of Corruption in Western Political Thought, c. 1200–1700 // Corruption: Expanding the Focus. Ed. by M. Barcham. ANU Press, 2012.

Clifton, J. Adriaen Huybrechts, the Wierix Brothers, and Confessional Politics in the Netherlands // Netherlands Yearbook for History of Art. Vol. 52, 2001.

Donato M. Hercules and David in the Early Decoration of the Palazzo Vecchio: Manuscript Evidence // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Vol. 54, 1991.

Ettlinger, L.D. Hercules Florentinus // Mitteilungen Des Kunsthistorischen Institutes in Florenz. Vol. 16. N. 2, 1972.

Freedberg D. Art after Iconoclasm: Painting in the Netherlands between 1566 and 1585 // Art after Iconoclasm. Painting in the Netherlands between 1566 and 1585. Ed. By K. Jonckheere, R. Suykerbuky. Turnhout, 2012.

Guicciardini L.Beschrijvinghe van alle de Nederlanden. Haarlem, 1979.

Panofsky E. Hercules am Scheidewege und andere antike Bildstoffe in der neuen Kunst. Berlin, 1930.

Peters E.J. Printing Ritual: The Performance of Community in Christopher Plantin’s La Joyeuse & Magnifique Entrée de Monseigneur Francoys ... d’Anjou // Renaissance Quarterly. Vol. 61. 2008.

Veldman I.M. Images of Labor and Diligence in Sixteenth-Century Netherlandish Prints: The Work Ethic Rooted in Civic Morality or Protestantism // Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art. Vol. 21, 1992.

Wind E. Pagan mysteries in the Renaissance. Yale University Press, 1958.

Wittkower R. Chance, Time and Virtue // Journal of the Warburg Institute. Vol.1, 1938.






(c) 2022 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.