Эволюция подхода аргентинских правительств к проблеме принадлежности Мальвинских (Фолклендских) островов в XXI веке
Эволюция подхода аргентинских правительств к проблеме принадлежности Мальвинских (Фолклендских) островов в XXI веке

Исторические аспекты территориального спора

Проблема территориальной принадлежности Фолклендских островов уходит корнями в колониальный период – эпоху ожесточенного соперничества Франции, Великобритании, Испании и Португалии за обширные территории американской, азиатской и океанической периферий. На множество архипелагов у каждой из метрополий были планы по размещению на них своих военно-морских баз и превращению их в своего рода перевалочные пункты, столь важные для морских торговых путей.

Британцы впервые высадились на Фолклендах в 1690 г., когда английский капитан Д. Стронг проплыл через Фолклендский пролив, назвав этот водный проход в честь пятого виконта Фолкленда Э. Кэри и первого лорда Адмиралтейства[1]. Британцы стремились заселить острова, поскольку они могли стать стратегической военно-морской базой для прохода вокруг мыса Горн. Несмотря на их последующее обозначение на многих английских мореплавательных картах архипелаг продолжал оставаться неисследованным и незаселенным. Только в 1764 г. на архипелаг прибыл французский мореплаватель Л. де Бугенвиль, основавший на нем первое колониальное поселение французов, дав островам название Мальвинских в честь своего города Сен-Мало[2]. В 1765 г. на архипелаг прибыл глава британского морского флота Дж. Байрон, который после высадки объявил его британской территорией. Спустя год на Фолклендах было основано британское поселение Порт-Эгмонт.

Вместе с тем и Испания утверждала, что Фолклендские острова принадлежали ей в соответствии с положениями Утрехтского договора 1713 г., который устанавливал границы Испанской империи в Америке. Однако договор только обещал восстановить территории в Америке, принадлежавшие ей до войны за испанское наследство, а Фолклендские острова в то время не принадлежали и не упоминались в договоре. Тем не менее, когда Испания обнаружила на островах британские и французские колонии, среди претендентов вспыхнул дипломатический спор.

В 1767 г. испанцы взяли под свой контроль Порт-Сент-Луи и переименовали его в Пуэрто-Соледад. К 1770 г. испанская морская экспедиция изгнала британскую колонию в Порт-Эгмонте, тем самым Испания фактически взяла под свой контроль земли архипелага. Хотя Испания и Великобритания были близки к войне из-за вопроса островов, в 1771 г. сторонам удалось заключить договоренности, позволяющие британцам вернуться в Порт-Эгмонт, хотя при этом ни одна из сторон не отказалась от претензий на свой суверенитет над островами. Британцы вернулись на острова в 1771 г. и покинули их к 1774 г. накануне американской Войны за независимость (1775-1783 гг.), оставив флаг и мемориальную доску, представляющую их претензии на владение, передав архипелаг под фактический контроль Испании. Аналогично поступили и испанцы, оставляя архипелаг в 1811 г. на фоне военных конфликтов на Пиренейском полуострове в 1808-1814 гг.[3]

После Пиренейских войн колониальная мощь Испании существенно снижалась, так как страна потеряла большое количество своих владений на месте которых были образованы суверенные государства. В 1820 г. Фолклендские острова отошли к новообразованному южно-американскому государству – Соединенным провинциям Рио-де-ла-Плата (включало Аргентину, Бразилию, Уругвай, Боливию и Бразилию), а после его распада в 1830 г. – непосредственно к Аргентине, которая придерживалась противоположного британскому взгляду на первооткрытие архипелага и стала официально именовать их Мальвинскими[4]. Многочисленные заявления Соединенных провинций Рио-де-ла-Плата о своем суверенитете над архипелагом побудили британцев вновь установить военное присутствие на островах, изгнав к 1833 г. аргентинский гарнизон.

На протяжении всей второй половины ХІХ в. аргентинские власти стремились проявлять инициативу для дипломатического урегулирования территориального спора. Попытки оказались безуспешными, в первую очередь, в силу затяжного социально-экономического кризиса в стране и гражданской войны. Аргентина оказалась в тяжелых условиях и была существенно зависимой от внешней помощи и кредитов, которые ей в том числе приходилось брать у Великобритании. Даже очередное подтверждение в 1892 г. статуса Фолклендов как исконно английских территорий не изменило существующего положения дел. Тем самым аргентинско-британский спор был на долгое время заморожен, поскольку в тот момент у Аргентины не было возможностей противостоять государству, во многом задававшему тон международным отношениям в тот период и находившемуся на пике колониальной мощи.

Постколониальный период аргентинско-британского спора

После окончания Второй мировой войны Британская империя пришла в упадок, и многие ее колонии обрели независимость. Аргентина увидела в этом возможность продвинуть свои аргументы в пользу обретения суверенитета над Фолклендскими островами, подняв этот вопрос в Организации Объединенных Наций, впервые заявив о своем территориальном требовании в международном формате[5]. После этого заявления Великобритания неоднократно предлагала передать спор о зависимых территориях Фолклендских островов на рассмотрение Международного Суда в Гааге (в 1947 г., 1948 г. и 1955 г.), на что Аргентина каждый раз давала отказ.

После принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о независимости колониальных стран и народов[6], в 1961 г. для надзора за соблюдением данного документа при ГА был сформирован вспомогательный орган – Специальный комитет по деколонизации. Комитет впервые рассмотрел вопрос о Фолклендских островах в 1964 г. по запросу Аргентины, в котором стране удалось доказать, что принадлежность архипелага не может быть определена по процедуре Комитета, так как жители островов не являлись коренными жителями, а были потомками британских поселенцев[7]. Постановка данного вопроса на всеобщее рассмотрение была отвергнута уже Великобританией. На фоне спора ГА ООН попыталась выработать компромиссное решение, приняв резолюцию № 2065, согласно которой «Великобритания и Аргентина должны приступить к переговорам о поиске мирного решения вопроса о суверенитете, которое будет принимать во внимание положения и цели Устава ООН и интересы населения Фолклендских (Мальвинских) островов»[8].

В течение следующих 17 лет до 1981 г. между двумя странами велась серия переговоров, по итогам которых так и не удалось прийти к окончательному выводу о суверенитете над островами. Однако данные дискуссии не были бесплодными, т.к. имели определенный успех в деле установления экономических и транспортных связей между Фолклендами и Аргентиной (например, принятие в 1971 г. договора о коммуникациях, по которому у Аргентины появилось право обеспечения воздушного сообщения с островами).

Очередной виток обострения аргентино-британских отношений был связан с приходом к власти в Аргентине Х. Перона в 1973 г. Буэнос-Айрес выдвинул в Генеральной Ассамблее ООН очередную претензию о территориальной принадлежности островов, на основании чего была принята резолюция № 3160[9], призывающая к новым дипломатическим переговорам, однако она была отвергнута со стороны Великобритании.

Усилению противоречий в двусторонних отношениях способствовал мировой энергетический кризис 1973 г., нанесший существенный урон экономикам многих стран. В это же время на Фолклендских островах были открыты нефтяные месторождения, в свете чего притязания на архипелаг получили стратегическое значение для стран, чьи экономики переживали не лучшие времена. Окончательно любые попытки дипломатических переговоров зашли в тупик после предложения Лондона об их заморозке на неопределенный период, что не соответствовало ранее достигнутым договоренностям и обсуждениям на полях ГА ООН. Такое решение явилось катализатором начала вооруженного конфликта, ставшего одним из крупнейших в Южной Атлантике ХХ в.

Фолклендская война и ее итоги

Фолклендская война 1982 г. стала крупнейшим и наиболее серьезным вооруженным конфликтом за суверенитет островов. В 1982 г. Аргентина уже переживала разрушительный экономический кризис и широкомасштабные гражданские волнения против репрессивной военной хунты, правившей страной во главе с Л. Галтьери[10]. В целях повышения популярности своей власти ему было необходимо обеспечить себе поддержку населения и избежать внутреннего гражданского противостояния. Военное правительство Аргентины ожидало, что ослабленная послевоенным периодом Британия не будет ввязываться в войну, в то время как британские консерваторы во главе с М. Тэтчер не допускали возможностей военного разрешения спора и полагали, что Аргентина продолжит оказывать дипломатическое давление по вопросу островов на полях ООН.

Уже в апреле 1982 г. под руководством главнокомандующего ВМС Аргентины адмирала Х. Анайя объединенные аргентинские десантные силы вторглись на острова. Сразу после этого Великобритания разорвала дипломатические отношения с Аргентиной и начала собирать оперативную группу для возвращения архипелага пол свой контроль[11]. Одновременно началось и «дипломатическое наступление» на Аргентину – Британия стремилась заручиться поддержкой экономических и военных санкций. Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 502[12] с призывом к Аргентине вывести войска с островов и призывая обе стороны искать дипломатическое решение спора. Другая резолюция СБ ООН № 505[13] призывала к немедленному прекращению огня, но на нее Великобритания и ее западные союзники наложили вето.

23 апреля 1982 г. британская оперативная группа начала наступательные действия против Аргентины и после короткого морского боя отбила остров Южную Георгию. Основная британская операция по возвращению Фолклендских островов началась 1 мая 1982 г. и после ожесточенных морских и воздушных боев через 20 дней в заливе Сан-Карлос была совершена высадка британского морского десанта. В июне 1982 г. аргентинские войска сдались, а контроль над островами вернулся к Великобритании[14]. После завершения боевых действий два корабля Королевского флота направились к Южным Сандвичевым островам и изгнали аргентинских военных с острова Туле, не оставив ни малейшего аргентинского присутствия на территориях Фолклендских островов.

Итоги Фолклендской войны привели к существенным переменам во внутриполитических делах обеих стран. Аргентинское правительство Л. Галтьери, развязавшее военные действия и потерпевшее сокрушительное поражение, было вынуждено уйти в отставку и передать власть оппозиции. Британские консерваторы выиграли от итогов военных действий и заручились более прочной поддержкой населения, несмотря на существовавшее ранее недовольство по поводу внутриэкономического развития страны, что позволило правительству М. Тэтчер остаться у руля еще на два срока.

Послевоенный период аргентинско-британских отношений

После войны британцы взяли курс на увеличение своего военно-политического присутствия на Фолклендских островах. В частности, на территории архипелага была построена станция британских ВВС «РАФ Маунт Плезант», что позволило британским истребителям полноценно базироваться на островах и в кратчайшие сроки усилило их обороноспособность. На Южной Георгии был создан новый военный гарнизон, а в патруль Королевского флота в Южной Атлантике был включен специальный сторожевой корабль для Фолклендских островов[15].

Помимо наращивания военной мощи, Великобритания также предпринимала шаги по социальной интеграции населения островов. В 1983 г. был принят Закон о британском гражданстве (для Фолклендских островов)[16], который предоставил островитянам полноценное британское гражданство. Чтобы продемонстрировать британскую приверженность островам, Фолкленды посещали и высокопоставленные британские чиновники, в том числе М. Тэтчер и принц Уэльский. Великобритания также установила авиасообщение с островами из Чили, которая оказала помощь британским войскам во время Фолклендской войны, а впоследствии у стран Латинской Америки появилась возможность прямого воздушного сообщения с островами через Чили и Маунт-Плезант[17].

В 1985 г. зависимые территории Фолклендских островов, включавшие в себя в то время островные группы Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова, а также скалы Шаг и Клерк, стали отдельными британскими заморскими территориями – Южной Георгией и Южными Сандвичевыми островами. Правительство Фолклендских островов стало парламентской представительной демократией с губернатором в качестве главы правительства и представителя Королевы. Фактически Фолклендские острова стали самоуправляемыми, за исключением внешней политики, хотя их правительство самолично представляет себя в Специальном комитете ООН по деколонизации.

Отношения между Аргентиной и Великобританией после 1982 г. на десятилетия оставались враждебными, поскольку Аргентина не признавала факт принадлежности островов Британии и в качестве обязательного условия к началу каких-либо переговоров выставляла требование по возвращению ей островных территорий. Решение о необходимости восстановления дипломатических отношений между сторонами было принято только к 1989 г., когда обмен контактами на высшем уровне стал предварительным шагом к предметным переговорам о возобновлении отношений[18]. Официально дипломатические отношения были восстановлены в феврале 1990 г.[19] Хотя Генассамблея ООН принимала резолюцию, призывающую Великобританию и Аргентину вернуться к переговорам о будущем островов[20], британская сторона решительно исключила любые дальнейшие переговоры об их суверенитете.

Аргентино-британские отношения в ХХІ в.: современное состояние вопроса о спорных островах

К началу ХХІ в. отношения между Аргентиной и Великобританией в целом улучшились. В 1998 г. президент Аргентины К. Менем посетил Лондон, где подтвердил претензии своей страны на острова, хотя и заявил, что Аргентина будет использовать только мирные средства для их восстановления. В 2001 г. премьер-министр Соединенного Королевства Т. Блэр посетил Аргентину и выразил надежду, что стороны смогут разрешить свои разногласия, которые привели к войне 1982 г. Президент Аргентины Нестор Киршнер также неоднократно заявлял, что считает получение суверенитета над островами «высшим приоритетом» своего правительства[21]. Помимо общего стремления правительства Н. Киршнера продвигать национальное единение аргентинцев на фоне общей проблемы и болезненной исторической памяти, интересу к островам прибавили исследования, демонстрирующие наличие на шельфе островов большого количества неизведанных нефтяных месторождений. Даже столь общая информация об энергетической значимости повысила привлекательность Фолклендских островов, возродив стремления Аргентины включить острова в состав своей территории[22].

Аргентина вновь выразила озабоченность судьбой островов в 2006 г., когда правительство Н. Киршнера заявило, что решительно настроено отстаивать требования нации с новой силой. На фоне разногласий по вопросу рыболовства (причиной стало решение Великобритании предоставить концессии на рыболовство вокруг островов на 25-летний период вместо ежегодной практики) парламент в Буэнос-Айресе учредил специальную комиссию, которой было поручено «мальвинизировать» политическую повестку дня страны, и направить свои усилия на то, чтобы заставить Великобританию отказаться от своего суверенитета над островами[23]. Тогдашний министр иностранных дел Аргентины Х. Тайана настаивал на том, что Великобритания не имеет права предоставлять права на рыбную ловлю в водах, которые, по его утверждению, являются аргентинскими водами или, по крайней мере, спорными водами[24].

В 2007 г., правительство Н. Киршнера отменило Совместную аргентино-британскую декларацию, подписанную в 1995 г., которая гарантировала совместное сотрудничество в разведке углеводородов в юго-западной Атлантике. Энергетическим компаниям, действующим на Фолклендских островах, в свою очередь, было запрещено работать в Аргентине[25].

В марте 2009 г. премьер-министр Великобритании Г. Браун на встрече с президентом Аргентины К. Фернандес де Киршнер в Чили во время его мирового турне перед Лондонским саммитом G-20 заявил, что ему «совершенно нечего обсуждать по поводу суверенитета островов»[26]. В апреле 2009 г. Аргентина подала в ООН официальную заявку на участок континентального шельфа, включающий Фолклендские острова, Южную Георгию и Южные Сандвичевы острова, а также части Антарктиды, сославшись на данные морских исследований за 11 лет, но Великобритания быстро опротестовала эти претензии.

Правительство К. Киршнер продолжило односторонний подход своего супруга в отстаивании национальных требований на суверенитет над Мальвинскими островами. В частности, в декабре 2011 г. страны МЕРКОСУР по настоянию Аргентины согласились закрыть свои порты для судов, плавающих под флагом Фолклендских островов[27]. За этим в 2012 г. последовал запрет правительства К. Киршнер на заход в провинцию Буэнос-Айрес всех кораблей под британским флагом, включая и суда Королевского флота, совершающие официальные турне. В 2013 г. аргентинское правительство объявило, что руководители нефтяных компаний, связанные с бурением на Фолклендах будут арестованы, если ступят на территорию Аргентины[28].

Параллельно с вышеперечисленными экономическими санкциями К. Киршнер инициировала масштабные публичные кампании, которые одновременно продвигали претензии Аргентины на суверенитет и бросали вызов притязаниям Британии на острова. Основной целью было продвижение нарративов киршнеризма: разработка последовательного социального проекта, основанного на взаимном политическом доверии и общественной вере в то, что статус-кво в отношении островов все еще можно изменить.

В ответ на настойчивую кампанию, развязанную президентской четой Киршнеров, британское отношение к фолклендскому вопросу закономерно ужесточилось. Комментируя выдвинутые Аргентиной требования о передаче ей суверенитета над островами, премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон в 2011 г. заявил, что «пока Фолклендские острова хотят быть суверенной британской территорией, они должны таковой оставаться… на этом поставлена точка и конец истории»[29].

В начале 2013 г. Д. Кэмерон отмечал, что Великобритания будет твердо придерживаться контроля над Фолклендами, особенно перед лицом все более требовательной риторики со стороны Аргентины. В своем интервью он также подчеркнул: «я регулярно получаю отчеты по этому вопросу, потому что хочу знать, что наша защита и решимость чрезвычайно сильны»[30]. Премьер-министр также сказал, что до тех пор, пока жители Фолклендов будут признавать суверенитет британской короны над ними, они могут рассчитывать на его стопроцентную поддержку.

Такие заявления прозвучали в ответ на письмо, направленное премьер-министру Великобритании К. Киршнер по случаю 180-летия установления контроля над островами британцами. По ее мнению, это событие следует рассматривать как «насильственное лишение Аргентины Фолклендских островов, ставших жертвой британского колониализма XIX века»[31]. Характер опубликованного заявления ясно указывал на убеждение аргентинского общества в том, что Соединенное Королевство преднамеренно с применением военной силы изгнало аргентинцев с Фолклендских островов, что подорвало территориальную целостность Аргентины.

К. Киршнер сослалась на резолюцию, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в 1965 г., в которой сторонам, вовлеченным в спор, предлагалось обсудить решение, которое, по мнению Аргентины, должно было быть сосредоточено на устранении всех проявлений колониального наследия на Мальвинских островах.

Подход Д. Кэмерона был подтвержден результатами проведенного на Фолклендских островах в марте 2013 г. референдума об их политическом статусе. Жителям Фолклендских островов было предложено ответить на вопрос: «Желаете ли вы, чтобы Фолклендские острова сохранили свой нынешний политический статус в качестве Заморской территории Соединенного Королевства?» Из 1517 действительных голосов (явка составила 91,94%) 99,8% проголосовали за то, чтобы остаться британской территорией[32]. Правительством Аргентины данный референдум признан не был, а К. Киршнер назвала референдум «пародией» и заявила, что островная территория по праву принадлежит ее стране[33].

В 2014 г. К. Киршнер учредила Секретариат Мальвинских островов для координации стратегии Аргентины в отношении спора о суверенитете (он был недавно восстановлен нынешним президентом страны А. Фернандесом после того, как его предшественник М. Макри принял решение не возвращаться к спорному вопросу в течение срока его полномочий с 2015 по 2019 гг.).

Поскольку проблема Фолклендов была глубоко связана с аргентинской национальной идентичностью, этот факт имел решающее значение для киршнеризма и его целей. И этим объясняется бескомпромиссное отношение Нестора и Кристины Киршнер к вопросу о принадлежности островов. Если во время правления К. Менема аргентино-британские отношения основывались на сотрудничестве, которое стало возможным благодаря приостановке спора о суверенитете, то Киршнеры хотели дистанцироваться от этой политики, считая ее «недостаточной, неэффективной и унизительной для тех, кто верил в историческую правду»[34].

Применительно к Фолклендам эта стратегия имела для них и другое преимущество: ее можно было использовать как для завоевания, так и сохранения социальной поддержки и привлечения на свою сторону электората. Таким образом, политику Киршнеров в отношении островов можно считать целостным проектом, продолжавшимся до конца срока полномочий Кристины Фернандес де Киршнер в 2015 г.[35]. Тем не менее, получение поддержки аргентинского народа было не единственным фактором, имевшим значение для Киршнеров. Они также использовали спор, чтобы продемонстрировать позицию Аргентины на международной арене, показать ее роль в межамериканской и глобальной системах и ее способность влиять на других участников международных отношений (как в случае с МЕРКОСУР в 2011 г.). По сути, правительство Аргентины стремилось превратить спор о Мальвинских островах в «общелатиноамериканскую борьбу с последними остатками колониализма»[36].

С закатом эпохи киршнеризма в декабре 2015 г. и приходом на пост президента Аргентины М. Макри, в общественном мнении страны вновь разгорелись дебаты о том, как добиться восстановления справедливости в отношении Фолклендских (Мальвинских) островов, поскольку ранее новый президент уже высказывал мнение, что острова будут только создавать дополнительные расходы для экономики Аргентины[37]. Администрация М. Макри не была заинтересована в жесткой конфронтации по вопросу островов: с одной стороны, новый президент решил вернуться к политике двустороннего подхода в вопросах обсуждения суверенитета, с другой – аргентинское правительство решило сделать отношения с Соединенным Королевством своим приоритетом во внешней политике[38]. Такая отсылка считалась «поворотом на Запад», в условиях которого аргентинское правительство решило вернуться к опыту администрации К. Менема – поставить территориальный конфликт на паузу и продвинуться в укреплении двусторонних отношений, а также обсуждении гуманитарных аспектов, связанных с конфликтом.

В свою очередь, при администрации М. Макри Соединенное Королевство также стремилось укрепить экономические связи с Аргентиной и обеспечить связь Фолклендских (Мальвинских) островов с континентом: как в плане общественной мобильности, так и в коммерческих отношениях. Основные направления сотрудничества, включавшие спорные территории, были закреплены в заявлении «Форадори-Дункан» по итогам переговоров в сентябре 2016 г. В совместном заявлении фигурировали такие договоренности, как «устранение всех препятствий, ограничивающих экономический рост и устойчивое развитие Мальвинских островов»[39]. В этом контексте британское правительство получило разрешение на совершение большого количества национальных авиаперелетов с континента на острова, а также был сформирован новый маршрут Сан-Паулу–Мальвины с остановкой в г. Кордова[40]. Обе стороны договорились работать над снятием ограничительных мер в отношении нефтегазовой промышленности, судоходства и рыболовства, затрагивающих Фолклендские (Мальвинские) острова. Также обе делегации поддержали проект по идентификации останков неизвестных аргентинских солдат, захороненных на Фолклендских островах, подчеркнув гуманитарный характер этой работы[41].

Можно говорить о том, что при администрации М. Макри в аргентино-британских отношениях началось потепление, выраженное в начале реального диалога конфликтующих на протяжении стольких лет сторон. Вышеизложенные договоренности о совместных действиях в отношении спорных территорий Буэнос-Айрес расценивал как «отношения нового типа», основанные на диалоге и дипломатии, умело используя возможности, когда британское правительство соглашается на переговоры, не затрагивающие притязаний на суверенитет.

Приход на пост президента Аргентины в 2019 г. А. Фернандеса вновь повернул аргентино-британские отношения в сторону конфронтации по спорному территориальному вопросу. Политика его предшественника, направленная на снижение фолклендского вопроса в политической повестке дня его правительства, хотя и без особого ущерба для притязаний Аргентины на суверенитет, была полностью отвергнута новым президентом. В политике правительства А. Фернандеса в отношении Фолклендов произошел немедленный сдвиг к более сильному акценту в притязаниях на суверенитет. Уже в своей инаугурационной речи А. Фернандес подчеркнул, что его правительство будет соблюдать конституцию страны, преследуя «законные и неотложные претензии Аргентины на Фолклендские острова, стремясь к мирному урегулированию путем диалога в соответствии с правилами ООН»[42].

Накануне 40-летней годовщины высадки аргентинского десанта на островах Южной Атлантики, президент Аргентины осудил Великобританию, отмечая, что она не только не желает говорить о суверенитете Мальвинских островов, но и агрессивно эксплуатирует природные ресурсы, которые, как он утверждает, принадлежат его стране: «наши жалобы касаются далеко не экономического вопроса, но очевидно, что на Мальвинских островах есть богатства, и эти богатства потеряны Аргентиной и незаконно эксплуатируются Англией»[43].

Новый президент восстановил работу Секретариата Мальвинских островов для координации стратегии Аргентины в отношении спора о суверенитете, а также учредил Национальный совет по вопросам, касающимся Мальвинских островов[44]. В его состав входят политики из разных политических партий, ученые и ветераны войны 1982 г., а работа совета направлена на то, чтобы еще больше укрепить аргентинские аргументы в отношении спора о суверенитете на международных площадках. Администрация А. Фернандеса сделала упор на социально-просветительской работе среди всех слоев аргентинского общества, чтобы восполнить пробелы исторической памяти и регулярно вызывать в общественных настроениях приверженность идеям аргентинского суверенитета над Мальвинскими островами (повсеместное упоминание Мальвинских островов в школьной программе; ветераны войны на Мальвинских островах регулярно посещают учебные заведения и проводят лекции исторической памяти; годовщины войны позиционируются как дань аргентинскому территориальному национализму и враждебному отношению к истории британского колониального влияния в регионе)[45].

Согласно проведенному правительством в 2021 г. социальному опросу, националистические элементы продолжают вдохновлять аргентинский электорат спустя более сорока лет после войны. Опрос показал, что более 80% респондентов считают, что Аргентина должна продолжать продвигать свои претензии на получение суверенитета над Мальвинскими островами[46]. Столь внушительная общественная поддержка и радикально настроенный курс действующей администрации правительства А. Фернандеса ведут к тому, что Фолклендские (Мальвинские) острова являются эффективным призывом к сплочению общества для любого правительства Аргентины, и по этой причине усилия по восстановлению суверенитета над островами вряд ли отойдут на второй план внешнеполитического курса страны.

Можно предположить, что в ближайшие годы дискуссия о правовом статусе Фолклендских (Мальвинских) островов и территориальных претензиях Аргентины будет выдвинута на передний план параллельно с вопросами, главным образом связанными с попытками укрепления положения и роли Аргентины на региональной арене в этом вопросе. Несмотря на то, что обе стороны продолжают объявлять острова своими по праву и, вероятно, также сделают все возможное, чтобы сохранить (Великобритания) или получить (Аргентина) власть над островами, в настоящее время они все еще пытаются развивать мирные отношения, основанные на взаимной выгоде. Несомненно, внешнеполитические приоритеты, определяемые любым последующим правительством Аргентины или Соединенного Королевства, окажут серьезное влияние на продолжение или изменение этой тенденции.

Спор за Фолклендские (Мальвинские) острова стал для Аргентины знаменем, которое используется для привлечения сторонников к той или иной политической силе, апеллируя к националистическим и антиимпериалистическим чувствам, которые все еще крайне сильны в аргентинском обществе. Как показывает опыт последних пяти администраций аргентинского правительства, проблема Фолклендских (Мальвинских) островов перманентно актуализируется или отводится на второй план сменяющими друг друга администрациями. Возможно, обеим сторонам конфликта понадобится еще несколько лет или даже десятилетий, чтобы понять, что негибкость и попытка уцепиться за недостижимые амбиции не всегда положительно сказываются на положении и могуществе государства. Обе стороны должны стремиться переориентировать свою текущую внешнюю политику на сотрудничество, а не на дальнейшее обострение проблемы.



[1] Охошин О.В. Фолклендские острова: между Соединенным Королевством и Аргентиной // Современная Европа. 2020. № 7. с. 28.

[2] Ганюшкина Е.Б. Международно-правовые аспекты спора между Великобританией и Аргентиной о Фолклендских (Мальвинских) островах // Международное право и международные организации. 2013. № 1. с. 7.

[3] Комиссаров Б.Н., Божкова С.Г. Конфликт длиной в 180 лет. Англо-аргентинский спор из-за Фолклендских (Мальвинских) островов в материалах российского архива // Латинская Америка. 2013. № 10. с. 37.

[4] Mira G., Pedrosa F. Revisiting the Falklands-Malvinas Question Transnational and Interdisciplinary Perspectives // University of London: Institute of Latin American Studies. 2021. URL: https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/55767/9781908857569.pdf?sequence=1&isAllowed=y (accessed: 15.01.2023)

[5] Sanchez P. La crisis de las Malvinas ante las Naciones Unidas // Revista de Estudios Internacionales. 1984. vol. 5. № 4. рр. 923.

[6] Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Принята резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 г. // Офиц. сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml (дата обращения: 16.01.2023)

[7] Пик С.М. Тайная дипломатия в аргентино-британском споре из-за Фолклендских островов // Актуальные проблемы международных отношений и дипломатии (1918 г. ‒ начало ХХІ в.). Материалы IV Международной научно-практической конференции. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. 2019. c. 150.

[8] The United Nations General Assembly Resolution 2065 of 16 December 1965 // United Nations Treaty Collection. URL: https://treaties.un.org/doc/source/docs/A_RES_2065-Eng.pdf (accessed: 17.01.2023).

[9] The United Nations General Assembly Resolution 3160 of 14 December 1973 // United Nations Treaty Collection. URL: https://treaties.un.org/doc/source/docs/A_RES_31_60-Eng.pdf (accessed: 19.01.2023).

[10] Щербакова А.Д. Подходы РФ и Аргентины к превращению Южной Атлантики в зону мира и сотрудничества // Латинская Америка. 2017. № 2. с. 53.

[11] Zarza L. Malvinas: The Argentine perspective of the Falkland's conflict // School of Advanced Military Studies United States Army Command and General Staff College Fort Leavenworth, Kansas. 2010. URL: https://apps.dtic.mil/sti/pdfs/ADA523209.pdf (accessed: 17.01.2023).

[12] United Nations Security Council Resolution 502 of 3 April 1982 // United Nations Digital Library System. URL: https://digitallibrary.un.org/record/34455 (accessed: 17.01.2023)

[13] U.N. Resolution on Falkland War // The New York Times. June 5, 1982. URL: https://www.nytimes.com/1982/06/05/world/un-resolution-on-falkland-war.html (accessed: 17.01.2023)

[14] Laucirica J. Lessons from Failure: The Falklands/Malvinas Conflict // Seton Hall Journal of Diplomacy and International Relations. 2000.  vol. 6. № 4. р. 83.

[15] Dodds K. Towards rapprochement? Anglo-Argentine relations and the Falklands/Malvinas in the late 1999s // International Affairs. 1998. vol. 74. № 3. рр. 624.

[16] The British Nationality (Falkland Islands) Act 1983 // UK legislation. URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1983/6 (accessed: 19.01.2023)

[17] Goni U. Argentine president calls for direct flights from Falklands to Buenos Aires // The Guardian. March 2, 2012. URL: https://www.theguardian.com/uk/2012/mar/02/falklands-argentina-direct-flights (accessed: 19.01.2023)

[18] Argentina and Britain Move To Restore Diplomatic Ties // The New York Times. September 1, 1989. URL: https://www.nytimes.com/1989/09/01/world/argentina-and-britain-move-to-restore-diplomatic-ties.html (accessed: 19.01.2023)

[19] Joint Statement issued on behalf of the Governments of the United Kingdom and Argentina at Madrid on 15 February 1990 // Peace Agreements Database. URL: https://www.peaceagreements.org/viewmasterdocument/431 (accessed: 19.01.2023)

[20] The United Nations General Assembly Resolution: Question of the Falkland Islands of 4 November 1982 // United Nations Treaty Collection. URL: https://treaties.un.org/doc/source/docs/A_RES_37_9-Eng.pdf (accessed: 17.01.2023)

[21] Blair y Kirchner adelantaron diálogo // BBC Mundo. 14 de julio de 2003. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/spanish/latin_america/newsid_3063000/3063463.stm (accessed: 18.01.2023)

[22] Bodziany M., Kotashincka A. The Falklands Conflict - History and Predictions for The Future // Historia i Polityka. 2018. № 24. p. 20.

[23] McDermott J. Argentina renews campaign over Falklands claim // The Telegraph. 30 June, 2006. URL: https://ghostarchive.org/archive/4CVm7 (accessed: 19.01.2023).

[24] Ibidem.

[25] UK “regrets” Argentine decision to cancel oil cooperation // MercoPress. March 27, 2007. URL: https://en.mercopress.com/2007/03/27/uk-regrets-argentine-decision-to-cancel-oil-cooperation (accessed: 20.01.2023)

[26] Bourne B. Gordon Brown rejects Argentina’s claim to the Falklands // The Times. March 28, 2009. URL: https://www.thetimes.co.uk/article/gordon-brown-rejects-argentinas-claim-to-the-falklands-nl55rh9g370 (accessed: 20.01.2023)

[27] Rocking the boat. Another diplomatic victory for President Fernández // The Economist. December 31, 2011. URL: https://www.economist.com/the-americas/2011/12/31/rocking-the-boat (accessed: 21.01.2023)

[28] Macalister T. Drilling for oil in the Falklands now punishable with 15 years in jail // The Guardian. November 28, 2013. URL: https://www.theguardian.com/uk-news/2013/nov/28/argentina-jail-threat-over-falklands-drilling (accessed: 21.01.2023)

[29] Cameron on sovereignty of Falkland Islands // BBC News. 17 June 2011. URL: https://www.bbc.com/news/av/uk-politics-13811354 (accessed: 21.01.2023)

[30] UK Will Fight for the Falklands, Says David Cameron // The Guardian. January 2, 2013. URL: https://www.theguardian.com/uk/2013/jan/06/falklands-uk-argentina-fight-defence (accessed: 21.01.2023)

[31] Cristina Fernández de Kirchner’s letter to David Cameron // The Guardian. January 2, 2013. URL: https://www.theguardian.com/uk/2013/jan/02/cristina-fernandez-kirchner-letter-cameron (accessed: 22.01.2023)

[32] Falklands referendum: Voters choose to remain UK territory // BBC News. 12 March 2013. URL: https://www.bbc.com/news/uk-21750909 (accessed: 21.01.2023)

[33] Ford A., Shoichet E. Argentina’s president calls Falklands vote ‘parody’ // CNN. March 12, 2013. URL: https://edition.cnn.com/2013/03/12/world/americas/falklands-referendum/index.html (accessed: 22.01.2023).

[34] Lisinska M. Is the Archipelago a Political Tool? The Role of the Falkland Islands Sovereignty Dispute in Argentine Policy During the Kirchner Era // Journal of American Studies. 2016. № 17. p. 129.

[35] Benwell M., Dodds K. Argentine territorial nationalism revisited: The Malvinas/Falklands dispute and geographies of everyday nationalism // Political Geography. 2014. № 30. р. 445.

[36] Pinkerton A. Argentine election: the Kirchners’ Falklands policy has backfired spectacularly // The Conversation. November 23, 2015. URL: https://theconversation.com/argentine-election-the-kirchners-falklands-policy-has-backfired-spectacularly-50105 (accessed: 22.01.2023)

[37] Bróndolo I. Macri y la política sobre Malvinas: entre torpezas y negligencia // Contexto Internacional. 2017. vol. 17. № 42. р. 32.

[38] Herrero L., Morasso C. Malvinas: ¿Retroceso en la diplomacia internacional? // El Ciudadano Global, 13 de octubre, 2017. URL: https://www.elciudadanoweb.com/malvinas-retroceso-en-la-diplomacia-internacional/ (accessed: 23.01.2023)

[39] Malvinas: qué decía el acuerdo Foradori - Duncan, el pacto firmado por el macrismo en una bodega británica // Página12. 27 de abril. URL: https://www.pagina12.com.ar/417958-malvinas-que-decia-el-acuerdo-foradori-duncan-el-pacto-firma (accessed: 24.01.2023)

[40] UK and Argentina agree joint statement on areas of mutual cooperation // UK Foreign & Commonwealth Office. 14 September 2016. URL: https://www.gov.uk/government/news/uk-and-argentina-agree-joint-statement-on-areas-of-mutual-cooperation (accessed: 23.01.2023)

[41] Falklands: UK / Argentina: Joint Communique of 13 September 2016 // The Falkland Islands Association. URL: https://www.fiassociation.com/article/680/falklands__uk___argentina__joint_communique__13_september_2016 (accessed: 24.01.2023)

[42] Alberto Fernández da primer mensaje como presidente de Argentina: revive su toma de posesión // CNN en Español. 13 de diciembre de 2019. URL: https://www.youtube.com/watch?v=x9AClr39IjE (accessed: 23.01.2023)

[43] Argentina: Fernandez denounces the United Kingdom of advancing on the Falkland-Malvinas Islands // Nova.News. April 1, 2022. URL: https://www.agenzianova.com/en/news/argentina-fernandez-denounces-the-united-kingdom-of-advancing-on-the-malvinas-falkland-islands/ (accessed: 24.01.2023)

[44] Quedó integrado el Consejo Nacional de Asuntos Relativos a las Islas Malvinas // Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto. República Argentina. 7 Noviembre 2020. URL: https://www.cancilleria.gob.ar/es/actualidad/noticias/quedo-integrado-el-consejo-nacional-de-asuntos-relativos-las-islas-malvinas (accessed: 24.01.2023)

[45] Benwell M. The Falklands War, 40 years on: why ‘Las Malvinas’ are still such an emotive issue in Argentina // The Conversation. April 19, 2022. URL: https://theconversation.com/the-falklands-war-40-years-on-why-las-malvinas-are-still-such-an-emotive-issue-in-argentina-181364 (accessed: 23.01.2023)

[46] Más del 80 por ciento de la población argentina respalda el reclamo de soberanía sobre Malvinas. // Ministerio de Relaciones Exteriores, Comercio Internacional y Culto. URL: https://cancilleria.gob.ar/es/mas-del-80-por-ciento-de-la-poblacion-argentina-respalda-el-reclamo-de-soberania-sobre-malvinas (accessed: 24.01.2023)





(c) 2022 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.

ISSN: 2410-4671
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-55611 от 9 октября 2013 г.