Освальд фон Нелль-Бройнинг и «солидаризм»
Освальд фон Нелль-Бройнинг и «солидаризм»

Священнику-иезуиту Освальду фон Нелль-Бройнингу, можно сказать, повезло. Прежде всего, как человеку-долгожителю. Ведь Господь отпустил ему 101 год, и О. фон Нелль-Бройнинг, родившийся в 1890 г. и ушедший в Вечность в 1991 г., своими глазами видел фундаментальные перемены, произошедшие в мире в XX веке. Причем, наш герой стал не только свидетелем изменений, но и их активным творцом.

Уроженец Трира он после окончания гимназии Фридриха-Вильгельма продолжил обучение в университетах Киля, Мюнхена, Страсбурга, Берлина и Инсбрука[1]. С 1911 г. связал жизнь с «Обществом Иисуса» (или орденом святого Игнатия (мужским духовным орденом иезуитов)) Римско-католической церкви. Вступив в братство, фон Нелль-Бройнинг как новообращенный (новиций) посещал занятия в голландских учебных заведениях иезуитов в с’Хееренберге и Валенберге. В годы Первой мировой войны сначала как фельдшер занимался лечением больных, затем, с 1916 г., был переведен преподавателем в один из колледжей ордена. В 1920 г. фон Нелль-Бройнинга направляют в Инсбрук для продолжения обучения, а уже в следующем году рукополагают в сан священника. Наконец, в 1926 г. он дает торжественные обеты иезуита и, таким образом, становится полноправным членом ордена. Напомним, что только те немногие члены ордена Иисуса, которые достойно выдержали многолетние испытания, получили соответствующее образование и заслужили высшую оценку на специальном экзамене, допускались к принятию помимо трех общепринятых обетов монахов Римско-католической церкви – нищеты, целомудрия и послушания – четвертого обета безусловного повиновения папе[2]. Это была подлинная элита не только «Общества Иисуса», но всей Католической церкви.

В 1928 г. после защиты диссертации по вопросам рынка и морали к фон Нелль-Бройнингу приходит научное признание. Сначала его направляют профессором нравственного богословия, канонического и корпоративного права в недавно открытую философско-теологическую высшую школу св. Георгия во Франкфурте-на-Майне, затем привлекают в Кенингсвинстерский кружок теологов, который разрабатывал энциклику папы Римского Пия XI «Quadragesimo anno» («Сорокалетие»), увидевшую свет в 1931 г. Это было второе после энциклики папы Льва XIII «Rerum novarum» («О новых вещах») 1891 года социальное послание Ватикана.

В годы нацистской диктатуры труды фон Нелль-Бройнинга оказались под запретом, а сам он подвергся преследованиям и даже кратковременному заключению.

Новый этап в жизни профессора-иезуита начался после разгрома гитлеризма. Фон Нелль-Бройнинг воистину стал одним из создателей новой Германии, которая в 1945 г. лежала в руинах как материально, так и духовно. Этот интеллектуал, которому гражданские права были возвращены после решения Баварского министерства юстиции лишь в 1948 г., активно начинает выступать одновременно как ученый-профессор, как журналист и как представитель Римско-католической церкви. Вместе с Германом Захером он подготовил и издал Словарь политики, в статьи которого включил многие из своих идей. Кроме того, фон Нелль-Бройнинг преподал экономическую и социальную этику в университете им. Иоганна Вольфганга Гёте во Франкфурте-на-Майне, подвизался в Институте общественного и экономического порядка и Академии труда во Франкфурте-на-Майне (центре подготовки профсоюзных работников), стал соучредителем Федерации католических предпринимателей, сотрудничал с Институтом экономики германской Федерации профсоюзов, поддержал переломную в истории германской социал-демократии Бад-Годесбергскую программу СДПГ 1956 г., отметив совпадение ее социально-политической части с католическим социальным учением[3]. Параллельно фон Нелль-Бройнинг включился в решение практических вопросов, вставших перед германскими политиками, для чего вошел в «Научно-экономический совет» – совещательный орган, созданный для управления западными зонами оккупации после их объединения, затем консультировал чиновников различных министерств ФРГ: экономики (1949—1965), планирования и жилищного строительства (1950—1958), по делам семьи и молодежи (1959—1961). Кроме того, не отказывал в советах лидерам немецкого профсоюзного движения. Неутомимый фон Нелль-Бройнинг работал буквально до последнего дня жизни. В 1984/85 учебном году, будучи уже 95-летним старцем, он все еще читал лекции в философско-теологической высшей школе св. Георгия во Франкфурте-на-Майне, то есть именно там, где сделал первые шаги как профессор в конце 1920-х годов.

Долгожитель фон Нелль-Бройнинг оставил огромное творческое наследство. По некоторым подсчетам оно составляет порядка 1800 публикаций по вопросам богословия, философии, экономики и социологии. В этих работах поднимаются практически все значимые проблемы ХХ века. Общественная и научная активность фон Нелль-Бройнинга, а также его творческая многогранность и плодовитость позволили архиепископу Мюнстера и Фрайзинга Рейнхарду Марксу сравнить этого профессора-иезуита с древнегреческим мифологическим царем Пилоса Нестором, который, прожив три жизни, за долгие годы видел подвиги Геракла, принял участие в Калидонской охоте на дикого вепря, в битве с кентаврами, походе аргонавтов и Троянской войне[4]. При этом, как отмечал представитель левого политического крыла католицизма Вальтер Диркс, все годы фон Нелль-Бройнинг оставался «беспристраснейшим и неподкупнейшим»[5].

В нашей стране в советское время об Освальде фон Нелль-Бройнинге и его рудах писали не часто, но, что любопытно, погромных оценок не было. И это, несмотря на принадлежность ученого к иезуитам и его контакты с Народно-Трудовым Союзом российских солидаристов (НТС) – организацией, созданной молодыми белоэмигрантами в 1930 г. и непримиримо боровшейся с советской властью[6]. И хотя, авторы, обращавшиеся к католическим социальным теориям, непременно подчеркивали их реакционность[7], обращаясь к фон Нелль-Бройнингу отмечали его принадлежность к тем реформаторам, которые призывали церковь «не на словах, а на деле» учитывать требования рабочих и высоко оценивали учение марксизма[8].

В России интерес к социальному учению Римско-католической церкви вообще, и наследию фон Нелль-Бройнинга, в частности, вырос в конце прошлого века, когда в нашей стране с самоликвидацией СССР начался поиск новой модели развития[9]. Среди тем, разрабатывавшихся этим интеллектуалом-иезуитом, особый интерес вызывал и вызывает «солидаризм». Считается, что впервые этот термин употребил француз Пьер Леру в 40-х годах XIX века. В том же столетии идеи «солидаризма» подхватили юрист Леон Буржуа и социолог Эмиль Дюркгейм. В России «солидаризм» получил известность благодаря петербургскому юристу Георгию Константиновичу Гинсу. Позже именно его творческое наследие немало повлияло на идеологов НТС.

Современное понимание феномена «солидаризма» неразрывно связано с немецкими интеллектуалами, творившими преимущественно в ХХ веке, – теологом и экономистом Генрихом Пешом[10] (1854—1926) и его учениками: профессором-иезуитом Густавом Гундлахом, кардиналом Йозефом Хеффнером и интересующим нас Освальдом фон Нелль-Бройнингом.

Авторы, обращавшиеся к идеям «солидаризма» фон Нелль-Бройнинга, обычно начинают разговор с его участия в подготовке упоминавшейся выше энциклики папы Пия XI «Quadragesimo anno», что, на наш взгляд, не вполне правильно. Хотя бы на том основании, что сам фон Нелль-Бройнинг оценивал данный документ, прежде всего, как детище советника папы патера Г. Гундлаха[11]. Кстати, после Второй мировой войны пути этих теологов разошлись. Если Гундлах, говоривший о ядерной войне против СССР как богоугодном деле, остался приверженцем крайне консервативных взглядов, то фон Нелль-Бройнинг, по его собственному признанию, хотя и остался стоять «на плечах молодого Гундлаха», занял «более гибкую позицию»[12], в частности, по социально-экономическим вопросам. Эта гибкость позволила иезуитскому интеллектуалу, хотя и не сразу, принять третье социальное послание Католической церкви – энциклику папы Иоанна XXIII «Mater et Magistra» («Мать и Наставница») 1961 года, открывшую новую страницу в трансформации социального учения католицизма и ставшую предвестником Второго Ватиканского собора (1962—1965). В этом послании римский понтифик поставил вопросы о соучастии трудящихся в управлении предприятиями, о праве государства на обладание собственностью и даже ее расширении, если это в интересах «всеобщего блага»[13]. Фон Нелль-Бройнинг, приняв энциклику папы Иоанна XXIII[14] позже поддержал социальные послания пап Павла VI и Иоанна Павла II, тем более что они в своей основе шли в русле его научных изысканий.

Интересующий нас германский интеллектуал-иезуит, обращаясь к понятию «солидаризм», отмечал его многогранность. Например, в интервью представителям НТС фон Нелль-Бройнинг, обратив внимание на практическое воплощение многих идей «солидаризма» под «маской ,,социализма”», согласился с мнением собеседников, что термин созвучен «христианскому социальному учению»[15]. Впрочем, подчеркнул далее профессор-иезуит, для него терминологические споры не существенны. «Мне важно, – заявил он интервьюерам из НТС, – чтобы дело делалось, мне безразлично, какое имя будут дано новорожденному. Если мы хотим, чтобы люди осуществили эти идеи, то мы, прежде всего, должны избегать этого слова. Это вас удивит, но это факт» [16].

Не смотря на отмеченную выше позицию фон Нелль-Бройнинга относительно терминологии и не претендуя на всестороннее освещение вопроса, мы далее попытаемся вычленить наиболее значимые ипостаси нелль-бройнинговского «солидаризма».

Разговор начнем с религиозной составляющей. Для фон Нелль-Бройнинга как лица духовного богословское основание имело важнейшее значение. И здесь интеллектуалу-иезуиту на помощь приходили наработки его учителя и наставника Г. Пеша. Согласно Пешу, общественный характер жизни индивида «обусловлен ,,недостаточностью” природы человека, случайностью и ограниченностью его бытия»[17]. Человек, сознавая «неполноту своего бытия», «должен преодолевать ее, как бы восполнять коллективным трудом», но «поскольку сотворенный Богом мир потенциально содержит многочисленные и разнообразные средства удовлетворения потребностей не для одного человека, а для всего человечества, то удовлетворить эти потребности могут только солидарные действия людей»[18].

Отмеченная «недостаточность» человека объяснялась католическими теологами пороками индивида, его греховностью и склонностью к неверию. Данная мысль выводила на следующий уровень религиозного обоснования «солидаризма»: преодолеть свои пороки и греховность человек может лишь через «поиски совместно с другими» индивидуумами «объединяющей всех людей высшей трансцендентной ценности – Бога»[19].

Возможности для такого поиска, согласно теологическому миропониманию, обусловлены онтологическим стремлением человека к собственному совершенству и совершенному бытию, а таковым является только Бог. Однако в одиночку человеку практически невозможно добиться этой цели, поэтому-то и требуется объединение его собственных усилий с усилиями других людей. Данная мысль, ставшая основой христианского понимания «солидаризма», наиболее ясно выражена, пожалуй, в энциклике папы Иоанна Павла II «Sollicitudo rei socialis» («Забота о социальном благополучии»), обнародованной в 1988 г. Рассматривая «солидаризм» или «солидарность» как путь единения людей с Богом и между собой, понтифик в разделе V энциклики делает следующий вывод: «солидаризм» – это «осознание взаимозависимости, понимаемой в виде системы [выделено – В.Ч.], детерминирующей отношения в современном мире во всех сферах: экономической, культурной, политической, а также религиозной; …это моральная и социальная основа, а также добродетель… Все превратные механизмы и структура греха могут быть устранены лишь с реализацией человеческой солидарности, которую Церковь неустанно провозглашает и поддерживает»[20].

Вторая ипостась «солидаризма», выделяемая нами у фон Нелль-Бройнинга, – социальная. В этом случае, как и ранее с выделением религиозной составляющей, для рассматриваемого ученого-иезуита важнейшую роль играли наработки учителя Г. Пеша о персоналистическом характере «солидаризма». По Пешу, личность/человек/индивид всегда имеет приоритет перед государством, а свобода личности выше ее общественного долга[21]. При этом личность и государство/общество не являются непримиримыми антагонистам, поскольку индивид заинтересован в сохранении, улучшении и укреплении такой «общественной среды», в рамках которой он может свободно и наиболее эффективно реализовывать свои потенциальные способности.

Третья ипостась «солидаризма» у Освальда фон Нелль-Бройнинга, выделяемая нами, – экономическая. Причем она тесно связана с системным подходом немецкого интеллектуала, выделенным нами выше.

Согласно христианскому учению, сотворенные Богом первые люди Земли Адам и Ева, поселенные в Эдемском саду, не знали труда как такового. Ведь там они были обеспечены всем необходимым. Все резко изменилось с их грехопадением. Бог лишил первых людей райского сада и заповедовал Адаму: «В поте лица твоего будешь ты есть хлеб» (Бытие, 3, 19). Опираясь на эти слова Творца, труд можно было трактовать как Божие наказание за «преступный грех» человека. Такое понимание проблемы «человек и труд» было характерно для католицизма, пожалуй, до ХХ в. Однако со временем в Римско-католической церкви при эсхатологической дооценке земных реалий и для достижения цели евангелизации мира стала усиливаться тенденция к признанию позитивной ценности человеческого труда. Решения Второго Ватиканского собора окончательно закрепили данный подход.

Отмеченное изменение в понимании проблемы «человек и труд», позволило под иным углом зрения взглянуть на сам труд и отношения к нему человека. Труд стал пониматься как сущностное, метафизическое условие бытия человека, как свидетельство величия человека, и возник он, отнюдь, не после грехопадения. Был он и в Эдеме, но с первородным грехом стал тяжким. И это не случайно, а заслуженно. Ведь человек, выступив против воли Создателя, лишился господства над сотворенной Богом природой и, чтобы вновь вернуть это господство отныне должен тяжко трудиться. Из этого положения логически вытекала следующая мысль: наделение человека землей для проживания и пропитания не просто очередное проявление Божией милости[22], а, прежде всего, осуществление «замысла Божия»[23]. Человек, преобразуя мир/материю/природу, по настоящему уподобляется самому Творцу, становится его истинным «образом и подобием». Данный постулат, в свою очередь, ставил вопрос об активном и, одновременно, бережном отношении людей к природе. Параллельно поднимался вопрос об отношениях людей между собой на рынке, возникающем в процессе трудовой деятельности.

Фон Нелль-Бройнинг обратился к проблеме экономического взаимодействия людей задолго до Второго Ватиканского собора. Например, в публикации «Неолиберализм и католическое социальное учение», увидевшей свет в 1955 г. В этой статье иезуитский интеллектуал отмечал: в современных экономических теориях научный поиск все более смещается с рынка как такового на его структуру. Под структурой фон Нелль-Бройнинга понимал проблемы налогообложения (особенно прогрессивного и льготного), социальной безопасности и т.д.[24] При этом, для рассматриваемого нами ученого-иезуита «необходимость рынка как механизма координации экономики, как рынка потребительских и производственных благ является непреложной и не служит предметом теоретических разногласий между либералами, неолибералами и представителями католического социального учения»[25]. По мнению фон Нелль-Бройнинга, разногласия и различия между представителями разных политических сил начинаются тогда, «когда дело доходит до вопроса о том, в каких рамках должен работать рынок»[26].

Дальнейшее развитие фон Нелль-Бройнингом экономических идей в контексте «солидаризма» можно проследить по его участию в дискуссиях вокруг энциклик понтифика Иоанна XXIII «Mater et Magistra» («Мать и Наставница») (1961 г.) и «Pacem in Terris» («Мир на Земле») (1963 г.), а также посланий папы Павла VI «Ecclesiam suam» («Своей церкви») (1964 г.) и, особенно, «Populorum progressio» («Прогресс народов») (1967 г.). В последнем документе, посвященном церковному служению в государствах развивающегося мира, прежде всего, в странах Латинской Америки, в поощрительном ключе трактовалось понятие «прогресс», осуждались крайности конкурентной борьбы, говорилось о возможности аграрной реформы, обобществлении производства и даже революционных методах борьбы с несправедливостью.

Энциклика «Populorum progressio», получившая одобрение в социалистическом лагере[27], вызвала раскол в католическом и, шире, западно-христианском мире. Многие заговорили о проявлении марксизма в социально-экономических взглядах Римско-католической церкви. В этом плане показателен заголовок комментариев к рассматриваемой энциклике первого директора Евангелической академии в Бад-Болле Эберхарда Мюллера – «Красные знамена над Ватиканом»[28] и оценка документа ведущей газетой СДПГ «Форвест» как «коммунистического манифеста Католической церкви»[29].

Отражением острых дискуссий стало появление сборника статей «Католическое социальное учение антикаталистическое?». В данную публикацию, составителем и редактором которой выступил известный католический профессор Антон Раушер, была включена работа фон Нелль-Бройнинга «Почему так много волнений?»[30]. Положения данной статьи можно свести к следующим тезисам:

1) у «либерального капитализма», понимаемого как свободная безграничная конкуренция, имеется альтернатива – «социально-регулируемый капитализм», на примере ФРГ доказавший свою состоятельность и эффективность;

2) незыблемость частной собственности не безусловна, и, если она не содействует «общественному благу», ее можно ограничить;

3) одним из элементов регулирования капиталистической экономики является «социализация», то есть огосударствление отдельных предприятий и даже целых отраслей.

Статья фон Нелль-Бройнинга «Почему так много волнений?» лежала в русле дискуссий, инициированных декларацией социального комитета ХДС от 9 июля 1967 г., более известной как «Оффенбургское заявление». Авторы документа, выдержанного в русле концепции социальной рыночной экономики, опираясь на папские послания, поставили вопрос о признании приоритета труда и проведения политики в интересах трудящихся[31]. Эти положения спровоцировали противостояние авторов, близких к Союзу рабочих-католиков, и теоретиков из лагеря консерваторов, выплеснувшееся на страницы германских изданий.

Оставляя в стороне все перипетии споров, обратим внимание на один сюжет. Инициатор дискуссии, референт Союза рабочих-католиков Гомес Будде утверждал, что понятие «капитализм» устарело и не отражает современные социально-экономические реалии[32]. Данная позиция не была чужда и фон Нелль-Бройнингу. По его признанию, он вместо неполярных терминов попытался закрепить в науке и общественном сознании понятие «социальная система труда», введенное еще его учителем Пешем. Однако эта попытка, как писал сам фон Нелль-Бройнинга, большого успеха не имела[33].

Обсуждение отмеченного выше «Оффенбургского заявления» имело, правда, одно важное последствие – была открыта дорога новому термину «народный капитализм», который, наполнившись конкретным содержанием, стал, по сути, обозначением новой (или сильно трансформировавшейся старой) модели капитализма. Модели, предусматривавшей появление имущества у наемных рабочих или у работополучателей, как часто трудящихся называют в германских социологических трудах. Данный подход, в свою очередь, актуализировал разработку проблемы соучастия трудящихся в управлении производством.

Фон Нелль-Бройнинг оставил по данной теме немало интересных суждений, которые, как нам представляется, следует рассматривать не в экономической, а в этически-религиозной плоскости, ставшей четвертой составляющей нелль-бройнингского понимания «солидаризма». Сам германский интеллектуал, правда, заявлял, что, по его мнению, этический принцип не является определяющим в «солидаризме», поскольку «солидаризм», прежде всего, «производная из опыта»[34]. Однако в своих работах и практических советах фон Нелль-Бройнинг следовал в русле католической этики понимания «солидаризма». Да и вряд ли могло быть по-иному у профессора-монаха-иезуита.

В Евангелии от Марка приведена вторая заповедь Иисуса Христа своим ученикам: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Марка, 12; 31). Это основа отношений христианина с окружающими. Однако, как было отмечено выше, людям, в силу, как первородного греха, так и собственной немощи, лени и ограниченности, следование этой заповеди дается с огромным трудом (если, вообще дается). Но люди, если они христиане, должны к этому стремиться. И здесь перед ними возможность следовать «порядку любви к ближнему» открывает … рынок. На первый взгляд, это парадоксальное утверждение. Ведь именно рынок вроде бы развивает и укрепляет в человеке исключительно греховные начала – алчность, корысть, сребролюбие и т.д. Германские католики в решении обозначившегося противоречия существенный прорыв совершили еще в XIX веке, в годы противостояния бисмарковскому Kulturkampf(у). В начале следующего столетия католические теоретики и деятели профсоюзов способствовали закреплению в общественном сознании принципа «всеобщей, а не единоличной предназначенности земных благ», из которого, в свою очередь, следовал далеко ведущий вывод: «Несмотря на существующее экономическое неравенство, земные дары предоставлены всем, а не кому-то избранному», что предполагает «ответственность владеющего перед неимущим»[35]. Принятие этого вывода-постулата подвигало не только (и не столько) к развитию системы прямой благотворительности, сколько к формированию новой системы налогообложения, направленной на поддержание малоимущих слоев и, тем самым, как отмечалось выше, на создание системы социальной безопасности, а также движения в отношениях имущих и неимущих от противостояния к сотрудничеству[36]. А такое сотрудничество могло произойти, прежде всего, в рамках функционирующего рынка. Таким образом, рынок из места, развивающего греховные страсти, становился местом, открывающим путь к соблюдению второй заповеди Христа и построению социально безопасного общества. Не случайно один из самых известных католических богословов профессор Латеранского университета в Риме Патрик де Лабье подчеркивал, что «экономия... есть больше экономия спасения, нежели экономия политическая»[37]. Для воплощения этой мысли в практику требовалось, прежде всего, установление подлинного равенства работополучателей (наемных рабочих) и работодателей (труда и капитала).

Фон Нелль-Бройнинг, решая отмеченную выше проблему, писал: рабочие и предприниматели «должны получить равное правовое положение, равную, гарантированную правом свободу, равное влияние на ход дела, и, тем самым, равную гарантию всех интересов»[38]. Даже на уровне противоборства классов. Так, если у работополучателей имеется право на стачку, то работодатели должны обладать правом на локаут[39].

Этически-религиозная трактовка равенства и требования решения практических вопросов вывели фон Нелль-Бройнинг на проблему места и роли профсоюзов как объединений трудящихся. В итоге германский интеллектуал заявил о необходимости распределения собственности «как можно шире на всех, у кого есть естественное право стать собственником»[40], о получении рабочими доли собственности на средства производства[41] и о их соучастии через профсоюзы в управлении не только отдельными, правда, в основном крупными производствами («предприятиями с прибылью, превышающей средний уровень»)[42], но также народным хозяйством страны, в целом[43].

Развивая отмеченные идеи, фон Нелль-Бройнинг, однако, не выходил за рамки субсидиарности («никакой вышестоящий институт не должен вмешиваться в жизнедеятельность нижестоящего, до тех пор, пока тот самостоятельно способен справляться со своими проблемами и задачами»), которая, как отмечается в современных исследованиях, не только защищает малый бизнес, но и способствует укреплению в государстве начал гражданского общества[44].

В контексте вышесказанного встает вопрос о классовой борьбе. Фон Нелль-Бройнинг, не отрицая ее как таковую, оттенял, однако, два положения:

1) цель и средства классовой борьбы «должны быть безупречными»[45],

2) в ФРГ с ее социально-ориентированной экономикой имеются лишь остаточные явления классового противоборства, поскольку в стране отношения между классами «взаимосвязаны, взаимообусловлены [и] взаимозависимы»[46].

Из последнего положения вытекает квинтэссенция всего «солидаризма». Это идеал одновременно общественного единства и отношения друг к другу. Идеал, стоящий выше сотрудничества или взаимопомощи в их традиционном классовом или социально-групповом понимании. Данное суждение, если его вывести на более высокий уровень обобщений и применить ко всему развитому западному обществу, позволяет сделать следующее умозаключение: современный Запад практически утратил традиционную для XVIII – первой половины XX вв. природу трудового конфликта. Здесь все сильнее утверждается стиль неутилитарного руководства, когда основным мотивом управления людьми, становится не примитивная рентабельность и эгоизм, а достоинство индивидуума/человека. Лишь такая политика, по мнению фон Нелль-Бройнинга, способна обеспечить процветание предприятия на длительное время. Вслед за К.Н. Костюком отметим также, что данный путь логически ведет к формированию в рамках социальной рыночной экономики высокообразованного, высокомотивированного, уверенного в завтрашнем дне работника, то есть такого человека, который полностью отвечает сложным задачам сегодняшнего дня[47].

В заключении отметим, учение фон Нелль-Бройнинга о «солидаризме» не потеряло своей актуальности. В частности, в России его идеи могли бы быть более востребованы при выработке христианско-демократической платформы в политической жизни и профсоюзном движении.



[1] Nell-Breuning SJ, Oswald von: Sozialwissenschaftler, Dr. theol., Dr. h. c. mult., 08.03.1890 Trier, 21.08.1991 Frankfurt/Main, römisch-katholisch. URL. http://www.kas.de/wf/de/71.8481/

[2] Великович Д.Н. Черная гвардия Ватикана. 2-е изд., доп. М., 1985. С. 28 – 29.

[3] Католический священник Освальд фон Нелл-Бройнинг. Солидаризм — идея для послетоталитарной России. URL.http://rpczmoskva.org.ru/k-svedeniyu/katolicheskij-svyashhennik-osvald-fon-nell-brojning-solidarizm-ideya-dlya-posletotalitarnoj-rossii.html

[4] Reinhard Marx, 55, Erzbischof von München und Freising, über das Ende des Turbokapitalismus und die Bedeutung von Karl Marx für die Katholische Soziallehre // Der Spiegel. 2008. № 44 (27.10.2008). URL. http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-61629798.html

[5] Dirks W. Deutscher Katholizismus und Sozialdemokratie // Geist und Tat. 1960. № 5. S. 136.

[6] НТС. Мысль и дело: как должна работать организация. URL. http://www.posev.ru/files/nts-history-thoughtanddeal/mysldel.htm

[7] См., напр.: Мчедлов М.П. Эволюция современного католицизма. М.. 1967. С. 212; Овсиенко Ф. Г. Эволюция социального учения католицизма: Философский критический анализ. М., 1987 С. 244.

[8] Великович Д.Н. Указ. соч. С. 79 – 80, 202 – 203.

[9] См., напр.: Павлов В.С. Проблемы внутренней и внешней политики Западной Германии в историографии ФРГ. Н. Новгород, 1994. С. 8 – 13, 17; Пивоваров Ю.С. Общественно-политические взгляды О. фон Нелль-Бройнинга // История политической мысли и современность: ежегодник. М., 1988; и др.

[10] Pesch H. Lehrbuch der Nationalokonomie: In 5. Bd. Bd. 1. 2 Aufl. Freiburg, 1914. S. 392 – 438.

[11] Nell-Bruning O. von. Ostogesimo anno // Stimmen der Zeit. 1971. № 5. Bd. 187 (Jg. 96). S. 290.

[12] Nell-Bruning O. von. 15.5.1931. Erinnerungen zur Entstehungsgeschichte «Quadragesimo anno» // Die Neue Gesellschaft. 1971. №5. S. 307.

[13] Изложение и анализ основных положений энциклики «Mater et Magistra» см., напр.: Григулевич И.Р. Папство. Век ХХ. М., 1978. С. 328 – 331.

[14] Nell-Bruning O. von. Soziallehre der Kirche. Erläuterungen der lehramtische Dokumente. Wien, 1977. S. 74.

[15] Католический священник Освальд фон Нелл-Бройнинг. Солидаризм — идея для послетоталитарной России. URL.http://rpczmoskva.org.ru/k-svedeniyu/katolicheskij-svyashhennik-osvald-fon-nell-brojning-solidarizm-ideya-dlya-posletotalitarnoj-rossii.html

[16] Там же.

[17] Овсиенко Ф.Г. Христианский солидаризм // Религиоведение: Энциклопедический словарь. М., 2006. URL. http://religa.narod.ru/zabijako/c6.htm.

[18] Там же.

[19] Там же.

[20] Johan Paul II. Sollicitudo rei socialis. URL. http://w2.vatican.va/content/john-paul-ii/en/encyclicals/documents/hf_jp-ii_enc_30121987_sollicitudo-rei-socialis.html.

[21] Овсиенко Ф.Г. Христианский солидаризм // Религиоведение: Энциклопедический словарь. М., 2006. URL. http://religa.narod.ru/zabijako/c6.htm; Костюк К.Н. Социальные принципы христианства и социальное рыночное хозяйство // Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России / Под общ. ред. проф. Р.М. Нуреева. М., 2007. С. 56.

[22] Добренкова Н.А., Полтавская Я.С. Социальное учение католицизма: история и современность. URL. http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/7672.pdf

[23] Olewicz T. Katolicka filozofia i teologia gracy epiky soborowej // Tendencje ideologiczne we wspołczesnej Katolickiej musli społecznej I filozoficznej. W., 1984. S. 238.

[24] Nell-Breuning О. von. Neoliberalismus und Katolische Soziallehre // Boarmann P. M. Der Christ und die soziale Marktwirtschaft. Stuttgart, 1955. S. 117.

[25] Козловски П. Социальное рыночное хозяйство и разновидности капитализма: Вступительная статья // Социальное рыночное хозяйство: Теория и этика экономического порядка в России и Германии. СПб., 1999. С. 7.

[26] Там же.

[27] См.: Пьерантоцци Л. Энциклика «Популорум прогрессо» // Проблемы мира и социализма. 1967. № 6.

[28] Műller E. Rote Fahnen auf dem Vatikan // Sonntagsblatt (Hamburg). 25.05.1967.

[29] Profit-Gesellschaft am Pranger: die Sizialenzyklika Paps Paul VI // Vorwärts. 06.04.1967.

[30] Nell-Bruning O. von. Warum so viele Aufregung? // Ist die katholische Soziallehre antikapitalistisch?: Beitrage zur Enzyklika Populorum progressio und zur Offenburger Erklarung der Sozialausschusse / Hrsg. von A. Rauscher. Köln, 1968. S. 15, 19.

[31] Offenburger Erklärung der Sozialauschűsse der CDU vom 9. Juli 1967 // Soziale Ordnung. Sonderdruck. Kőln, 1967.

[32] Budde H. Kapitalismus – ein uberholter Begriff // Ist die katholische Soziallehre antikapitalistisch? S. 165 – 166.

[33] Nell-Bruning O. von. Soziallehre der Kirche. Erläuterungen der lehramtische Dokumente. Wien, 1977. S. 26.

[34] Католический священник Освальд фон Нелл-Бройнинг. Солидаризм — идея для послетоталитарной России. URL. http://rpczmoskva.org.ru/k-svedeniyu/katolicheskij-svyashhennik-osvald-fon-nell-brojning-solidarizm-ideya-dlya-posletotalitarnoj-rossii.html

[35] Костюк К.Н. Указ. соч. С. 55.

[36] Нелль-Бройнинг О. фон. Формирование собственности в руках работников // Социальное рыночное хозяйство: Теория и этика экономического порядка в России и Германии СПб., , 1999. С. 301, 306, 315 и др.

[37] Лобье П. де. Социальная доктрина Католической церкви: Опыт воплощения христианского идеала. Брюссель, 1989. С. 27.

[38] Nell-Bruning O. von. Mittelbestimmung – wer mit wem? Freiburg; Basel; Wien, 1969. S. 229.

[39] Nell-Bruning O. von. Der Mensch in der heutigen Wirtschaftsgeselschafts. Műnchen; Wien, 1975. S. 58.

[40] Нелль-Бройнинг О. фон. Формирование собственности в руках работников. С. 303.

[41] Там же. С. 305.

[42] Nell-Bruning O. von. Mittelbestimmung – wer mit wem? S. 11; Нелль-Бройнинг О. фон. Формирование собственности. С. 302, 309, 318, 320 – 321 и др.

[43] Nell-Bruning O. von. Zur wirtschaftlichen Mitbestimmung // Aus Politik und Zeitgeschichte . 1966. Bd. 34. S. 9.

[44] Костюк К.Н. Указ. Соч. С. 56 – 57.

[45] Nell-Bruning O. von. Kapitalismus-kritisch detrachtet. Zur Auseinandersetzung um das besserer System. Freiburg; Basel; Wien, 1974. S. 124.

[46] Nell-Bruning O. von. Soziallehre der Kirche. Erläuterungen der lehramtische Dokumente. Wien, 1977. S. 54.

[47] Костюк К.Н. Указ. соч. С. 57.



Рассказать о публикации коллеге 

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2016 Исторические Исследования

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.